Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Сталинская авиация в боях за Родину

Газета «Звезда» №161 от 18.08.1944
Автор статьи: Н. Журавлев
Текст документа:

Генерал-лейтенант авиации Н. Журавлев


День Сталинской авиации советский народ отмечает в этом году в обстановке великих побед Красной Армии. Гитлеровская Германия, в результате тяжелых поражений, понесенных ею на советско-германском фронте, переживает военно-политический кризис, стоит на грани катастрофы,

Советская авиация, будучи одним из основных родов войск Красной Армии, сыграла важную роль в нанесении ударов по гитлеровской военной машине. Война полностью подтвердила справедливость положения: "кто силен в воздухе, тот силен вообще". Поэтому борьба за господство в воздухе составляла одну из главных задач нашей стратегии.

Наша авиация свыше двух лет единоборствовала с немецко-фашистской авиацией. Борьба была очень трудной и сложной. Но мы вышли из этой борьбы победителями, сумев не только устоять против воздушной армады немцев, но и нанесли ей невосполнимые потери.

За три года войны гитлеровская авиация потеряла 60 тысяч самолетов, из которых не менее 80 процентов сбито нашими летчиками в воздушных боях. Свыше 50 процентов потерянных немцами самолетов приходится на долю бомбардировщиков. За это же время враг потерял около 120 тысяч человек летно-под'емного состава. Эти потери значительно снизили мощь немецкой авиации.

В борьбе с немецкими летчиками в дни войны сформировался тип советского асса, бесстрашного летчика, знающего все тонкости воздушного боя, виртуозно владеющего техникой пилотирования. Многие из наших ассов приводят в ужас немецких пилотов. Прославленный советский асс полковник Покрышкин лично сбил 59 самолетов.

Высокое мастерство, героизм, мужество и отвага наших летчиков привели к тому, что летный состав вражеской - авиации боится появляться над нашей территорией. Завидев наших соколов, фашистские стервятники круто поворачивают обратно, поспешно улетают к себе.

Значительная роль в борьбе за господство в воздухе принадлежала и принадлежит таким важным факторам, как качество и количество самолетов. Усилиями советских конструкторов, рабочих, инженеров и техников авиационной промышленности были созданы и в достаточном количестве первоклассные боевые машины. Наши истребители "Яковлевы" и "Лавочкины" летают быстрее и набирают высоту скорее, чем германские истребители "Мессершмитты" и "Фокке-Вульфы". Наш бомбардировщик "Петляков" по скорости полета превосходит любой из германских бомбардировщиков, a штурмовик "Ильюшин" во всех отношениях не имеет себе равных в мире.

Совокупность этих факторов позволила советской авиации добиться уже в 1943 году господства в воздухе на решающих направлениях и нанести воздушным силам противника огромный урон. Соотношение сил в этом году стало еще более благоприятным для нас.

Наряду с борьбой за господство в воздухе, советская авиация на протяжении всей войны принимает непосредственное участие в боевых действиях на земле. Ее удары по наземным частям противника были сокрушительными. Они нередко оказывали решительное влияние на исход отдельных боев и целых операций.

В 1941 году нашей авиацией на Смоленском направлении был разгромлен 39-й германский танковый корпус. Это позволило Красной Армии подготовиться к обороне Смоленска и на продолжительное время задержать продвижение врага к Москве. Летом 1942 года на Сталинградском направлении наша разведка с воздуха своевременно вскрыла изменение направления движения крупных сил бронетанковых войск противника. Враг устремился в излучину Дона, к Сталинграду. Надо было во что бы то ни стало задержать движение противника или хотя бы ослабить темп его наступления настолько, чтобы можно было сосредоточить необходимые силы у Сталинграда. Задача выигрыша времени была возложена на авиацию и она успешно справилась с этим.

B боях за Сталинград немцы почувствовали всю силу и мощь наших новых в ту пору истребителей "Яковлев-1.". На этих самолетах полк отважных сталинских соколов под командованием Героя Советского Союза тов. Клещева, защищая переправу в излучине реки Дон, в течение одного дня сбил 37 вражеских самолетов, не потеряв при этом ни одной машины. В памяти нашего народа навсегда останется светлый образ героя-комсомольца летчика Виктора Рогальского, который, подобно легендарному капитану Гастелло, обрушил на врага громаду своего подбитого самолета. Два раза в этот день ходил комсомолец Рогальский на штурмовку немецких танков, продвигавшихся по окраинам Сталинграда. Когда в третий раз он полетел на штурмовку, снаряд вражеской зенитки попал в мотор самолета. Пламя охватило машину. Для спасения оставался один вы ход - парашют. Однако герой комсомолец решил погибнуть, но не сдаваться. Он направил свою горящую машину в самую гущу танков, нанес врагу тяжелый урон, расстроил боевые порядки бронированных чудовищ, рвавшихся к центру города.

Авиация в боях за Сталинград помогла нашим войскам отстоять город герой. Когда наши войска перешли в решительное наступление, авиация играла роль мощного молота, дробившего германскую оборону. После окружения немцев под Сталинградом авиация накрепко прикрыла сталинградский "котел" воздуха.

Советская авиация в тесном взаимодействии с наземными войсками добилась решающих успехов и в июльских оборонительных боях Красной Армии в 1943 году на "Курской дуге". Наши самолеты громили не только вражеские машины в воздухе, но производили большие разрушения в стане врага на земле, уничтожая немецкие "тигры" и "фердинанды".

Когда Красная Армия перешла в решительное наступление и погнала немцев на запад, наша авиация своими мощными ударами прокладывала советским войскам путь к победе. Она подавляла артиллерию и минометы врага, громила его танки, живую силу, деморализовала войска противника, находящиеся в резерве.

Мощь и успехи авиации Красной Армии были подготовлены всем ходом развития нашего советского государства. В них нашли свое выражение самоотверженный труд на рода, его творческие способности, организующая роль партии большевиков, мудрость нашего великого вождя и полководца товарища Сталина.

Подводя итоги первой пятилетки, товарищ Сталин сказал: "У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь". В последующие годы эта промышленность росла и крепла. Ее кадры накапливали опыт и расширяли свои знания. Творческая мысль советских ученых нашла свое практическое преломление в прекрасных конструкциях Яковлева, Лавочкина, Ильюшина, Петлякова, Поликарпова, Микулина, Климова, Швецова и других.

B 1941 году работники авиационной промышленности совершили выдающийся подвиг: они быстро и образцово эвакуировали свои заводы в глубь страны и там в рекордно короткие сроки пустили их. В ходе войны наша авиапромышленность не только была сохранена, но выросла настолько, что сумела полностью удовлетворить потребность фронта в боевых самолетах отличного качества.

Боевые заслуги людей нашей авиации высоко оценены Советским правительством. Орденами и медалями за время Отечественной войны награждены почти 60 тысяч человек. Звания Героя Советского Союза удостоены свыше 700 человек. Тринадцати лучшим воздушным бойцам - Покрышкину, Дмитрию Глинке, Покрышеву, Бондаренко, Речкалову, Алелюхину, Луганскому, Камозину, Ефремову, Лавриненкову, Зайцеву, Гулаеву и Голубеву - это звание присвоено дважды.

Прочно удерживая за собой инициативу в воздухе, советские летчики обеспечивают наземные войска от атак вражеской авиации, дополняют огонь артиллерии, способствуют маневру танков, прокладывают путь пехоте. Наши сталинские соколы успешно действуют в тылу врага, отсекают его резервы, уничтожают технику, разрушают коммуникации, ведут глубокую разведку на широком фронте. Советская авиация стала вездесущей.

Также успешно решает ответственные задачи гражданская авиация нашей страны. Она доставляет на фронт важные грузы, эвакуирует раненых. Ей принадлежит первая роль в налаживании связи с освобожденными районами. Летчики гражданского флота обеспечивают связь с районами крайнего севера, охраняют лесные массивы, участвуют в борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений.

Война подходит к концу, но она еще не окончена, враг еще оказывает бешеное сопротивление. Чтобы добиться окончательной победы, надо утроить, удесятерить нашу энергию на фронте и в тылу.

Задача рабочих, инженеров и конструкторов авиационной промышленности давать фронту еще больше боевых самолетов высокого качества, вооружения и боеприпасов для них. Мы все должны усилить помощь воздушному флоту и тем самым ускорить день нашей победы над немецко-фашистскими захватчиками.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Авиация