Прикамские заводы ждут топливо и сырье
Отгудят скоро прощальные гудки последних пароходов нынешней навигации и опять до следующего года, на долгие шесть месяцев, все маленькие и большие поселки, расположенные по Каме, будут оторваны от железнодорожных станций, связывающих их с «большой землей». В таком именно положении окажутся три прикамских металлургических завода — Добрянский, Чермозский и Майкорский. Основная связь с внешним миром возможна для них только по реке. По Каме заводы отправляют свою продукцию, по реке они получают годовой запас сырья и топлива, по реке к ним поступает все новое оборудование и `материалы и все, что необходимо для нормальной жизни любого города или рабочего поселка.
В этой оторванности на протяжении более полугода от областного центра и других железнодорожных узлов и заключаются основные особенности работы металлургических заводов на Каме. От того, как будет использован заводами период навигации зависит эффективность их работы в течение всего года.
В этом году, как и в прошлые навигации, заводами проведены значительные подготовительные работы по техническому оснащению причалов, намного увеличена их производительность. На, перевалочной базе Майкорского завода в Солеварне для погрузки руды и известняка установлено четыре крана производительностью по 600 тонн в сутки каждый. На базе этого же завода в Усть-Пожве дополнительно к оборудованным в 1941 году четырем тельферным причалам построен береговой причал эстакада для погрузки чугуна. База Чермозского завода имеет 4 перегрузочных механизма. Один из них—портальный электрокран с суточной производительностью до 700 тонн - установлен в этом году. Тремя механизированными причалами располагает база Добрянского завода.
И все же существующая механизация не является достаточной для полного освоения всего грузопотока и требует исключительной организованности и слаженности в работе самих баз и пароходства, подающего грузы заводам. К сожалению, такой организованности и слаженности не было с первых дней навигации. Нет ее и сейчас, А это срывает обеспечение заводов сырьем и материалами на зимний период.
Рассчитанные на приемку и отгрузку разнородных материалов, причалы оборудованы соответственно и различными механизмами. Пароходство же, как правило, этого не учитывает, считая только общее количество погрузочно-разгрузочных. механизмов, и направляет одновременно на одну и ту же базу по несколько барж с однородным грузом. В результате такого «планирования» одни причалы остаются свободными, простаивая без дела сотни часов, у других причалов в ожидании разгрузки перепростаивает не менее ценный тоннаж, уменьшая и без того небольшую маневренность пароходства.
Только в течение трех месяцев перепростой тоннажа у причалов Добрянского завода составил 3777 баржечасов. За это же время на базе Чермозского завода сверхплановый простой тоннажа достиг 4824 баржечасов. По базам Майкорского завода за четыре месяца он превысил 7 тысяч баржечасов. О величине потерь можно судить по тому что каждые 180—200 баржечасов дают тысячу тони перевезенного груза.
Характерно, что даже после специального решения Молотовского обкома ВКП(б) о своевременном завозе сырья и топлива на прикамские заводы, когда пароходством было брошено количество барж, вдвое превышающее потребность, положение не улучшилось. В сентябре все агрегаты причалов Добрянского завода не раз стояли без работы, из пяти кранов Чермозской базы были загружены (и то наполовину) только два, тогда как у причалов Майкорского завода в это время простаивало до 12—13 барж. Бывает и так, что баржи не разгружаются вовремя по вине заводов. Руководители заводов предпочитают платить штрафы, нежели позаботиться о быстрой разгрузке.
Создавшееся положение требует быстрых и решительных мер, исключительной организованности в работе баз, транспортных цехов заводов, четкой работы диспетчеров пароходства. От них зависит сейчас ликвидация нависшей над заводами угрозы — остаться на зиму без железного лома, особенно ощутимой Добрянским и Чермозским заводами. Эти предприятия не имеют еще и половины потребного на зиму количества лома. Диспетчерский аппарат пароходства должен усилить внимание и к поступлению известняка на базы Добрянки и Чермоза. До сих пор здесь не получили и трети запаса. Плохо в Чермозе и с завозом чугуна. Ведь до конца навигации осталось уж не так много.
Весьма и весьма неблагополучно с обеспечением заводов топливом. По вине лесозаготовительных организаций треста «Чусовлесдревмет» (управляющий т. Зимин) и колхозов, не сумевших выполнить свои обязательства по поставке древесины, заводы не раз простаивали, срывая задания по выпуску чугуна, стали и проката. Так было в первом квартале.
Однако, сегодняшнее положение с заготовкой древесины говорит о том, что прошлогодний урок никого и ничему не научил. Больше того, если к октябрю 1943 года было заготовлено 80—85 проц. топлива, то сейчас имеется только половина.
Руководители Чермозского и Добрянского леспромхозов тт. Поморцев и Замятин не мобилизовали свои коллективы на то, чтобы вовремя обеспечить заводы необходимым количеством древесины, полностью использовать имеющиеся в распоряжении леспромхозов материальные средства и повысить производительность труда работающих кадров. Работники же треста «Чусовлестдревмет» не оказали леспромхозам нужной помощи.
Сами заводы могли бы помочь леспромхозам в проведении механизации и тем самым резко двинуть вперед дело заготовки топлива. Но это не делается. Вообще следует заметить, что на Чермозском и Добрянском заводах беспечно готовят своё хозяйство к зиме. За какими, спрашивается, об’ективными причинами руководители этих заводов намерены прятаться?
Прикамские заводы должны вовремя и полностью получить все, что им надо для нормальной работы зимой. Со своей стороны сами заводы обязаны более энергично готовиться к зиме.
Л. ЛЕШУК‚ спецкорр «Звезды»