Князь Игорь в Молотовском театре оперы и балета
Итак, Молотовская опера, спустя три года после того, как она уступила свое место театру им. Кирова, вновь начала свой очередной театральный сезон в Молотове.
Дирижер подошел к пульту, постучал палочкой, установил тишину. И вот в исполнении нашего театра мы услышали чудесную увертюру к чудесному «Князю Игорю». Потом раздвинулся занавес, и началась сама опера в исполнении наших молотовских певцов. Быстро рассеялись сомнения относительно того, как будет слушаться, смотреться, восприниматься спектакль после первоклассных постановок кировцев. Мы услышали и увидели по-серьезному поставленный спектакль, с серьезными певцами, с хорошей актерской игрой. Мы услышали спектакль, передавший нам идеи, заложенные Бородиным в его оперу—идеи беззаветной любви к родине, воплощенные в образе Игоря и лирическом образе Ярославны, идеи единства народа и жертвенной любви к отчизне.
Новый главный дирижер нашей оперы А. А. Людмилин уверенно и в хорошей манере ведет спектакль. В том составе, в каком играет сейчас оркестр, он создан лишь недавно. Можно сказать, что не веет, да еще чувствуется слитное, ансамблевое звучание оркестра, что дирижер порою увлекается подчеркиванием партий отдельных групп инструментов. Но в целом исполнение на хорошем уровне, а в иных местах—в увертюре, и особенно в первой ее части, во вступлении к третьему действию—оркестр полнозвучен и обещает большие возможности. Хорошо передается восточный колорит в музыке третьего действия. Выделяется в оркестре прекрасно звучащая группа первых скрипок.
Ряд солистов порадовал своим исполнением. Н. Р. Рудаков создал хороший, хоть и несколько статичный образ Игоря—образ народного вождя, для которого родина превыше всего. Он обладает голосом приятного тембра. Выразительно он исполняет свою арию—размышление во втором действии. Мешает актеру известная скованность движений. Свежий, чистый, приятный голос у молодой певицы И. Н. Сильзестровой. Ее Ярославна производит большое впечатление. Актриса обладает сценическим обаянием и захватывает слушателя, как своим пением, так и актерской игрой, особенно впечатляющей в сцене в тереме и на городской башне. Порывистость и страстность, сдержанность и достоинство равно удачно выражаются в ее голосе и в игре.
Большой удачей Б. И. Балашева является созданный им образ Владимира Игоревича—это воплощение лирического начала в опере. Свободно и легко поет он. радуя чистотой своего ПРИЯТНОГО голоса. Большое впечатление производит и внешний образ, созданный актером, приближающийся к образу молодого былинного богатыря.
Партию зябулдыги-пьяницы бесшабашного Владимира Галицкого с успехом исполняет А. А. Кулысев.
Далеко неудовлетворительным было исполнение заел. арт. А. А. Шидлозским партии Кончака. Актер потерял чувство меры (великое дело в искусстве!) при очень удачном внешнем образе, прекрасном гриме— излишне суетливые манеры и ненужное форсирование звука в пении снижают впечатление, которого мог бы добиться этот опытный певец.
Успешно провели свои партии Н. Т. Измайлова — Кончаковна, А. В. Нецветаев — Овлур, Е. С. Маевский—Скула и С. А. Голубятников—Брошка.
Таковы основные исполнители первого состава спектакля—солисты. Наряду с ними следует особо остановиться на хоре. Хоры в «Игоре» занимают большое место. Это — олицетворение народных масс, идущих за Игорем, стоящих за ним и за него. От звучания хоров, от того, какое место займут хоры в спектакле, в большой степени зависит его успех. Тем приятнее отметить, что хор производит большое впечатление, особенно женский. Женский хор слажен, выразителен, послушен _ дирижеру. Хорошо звучит мужской хор (вообще—более слабый) в сцене в тереме у Ярославны. В этом заслуга хормейстера Л. Н. Виссонова.
К удачам постановщика спектакля заел. арт. орд. П. С. Златогорова следует, безусловно, отнести то, что хор в спектакле представляет собой толпу живую, играющую. Хорошо играют девушки в тереме Ярославны. Удачно режиссерски разработан пролог оперы, особенно сцена во время затмения солнца. Весь спектакль представляется режиссерски слаженным, доносящим до зрителя идею оперы.
Балетмейстер Г. Н. Язвинский использовал все возможности балетной группы театра в постановке половецких плясок третьего действия.
Ансамблевое звучание оркестра, что дирижер порою увлекается подчеркиванием партий отдельных групп инструментов. Но в целом исполнение на хорошем уровне, а в иных местах—в увертюре, и особенно в первой ее части, во вступлении к третьему действию—оркестр полнозвучен и обещает большие возможности. Хорошо передается восточный колорит в музыке третьего действия. Выделяется в оркестре прекрасно звучащая группа первых скрипок.
К удачам постановщика спектакля заел. арт. орд. П. С. Златогорова следует, безусловно, отнести то, что хор в спектакле представляет собой толпу живую, играющую. Хорошо играют девушки в тереме Ярославны. Удачно режиссерски разработан пролог оперы, особенно сцена во время затмения солнца. Весь спектакль представляется режиссерски слаженным, доносящим до зрителя идею оперы.
Балетмейстер Г. Н. Язвинский использовал все возможности балетной группы театра в постановке половецких плясок третьего действия.
Наконец, следует отметить и оформление спектакля — художника Б. А. Матруннна. Порою несколько стилизованные декорации создают общее настроение спектакля, помогая постановщику решать его задачи. Наиболее удачна декорация последнего акта, где прекрасно дана даль русского равнинного пейзажа.
Подведем некоторый общий итог и сделаем некоторые выводы. Премьера сезона — удача Молотовского театра. Серьезная работа режиссёра постановщика и дирижёра спектакля, слаженное актерское исполнение, удачи ряда певцов — исполнителей заглавных партий, полновесно звучащий хор, добротное оформление спектакля, прекрасные костюмы—все это вместе взятое создает общее благоприятное впечатление.
Коллектив оперы представляется сейчас коллективом серьезным, который может решать большие задачи и удовлетворить возросшие требования молотовского слушателя. За три года работы в городах области театр значительно сократился. Это коснулось и состава певцов, и, хора, и оркестра. Несколько последних месяцев, предшествовавших открытию нынешнего сезона, были месяцами большой работы по восстановлению, пополнению театра, не говоря уж, конечно, о большой творческой подготовительной работе к открытию.
С гордостью можно сказать, что возродившийся наш театр оправдал надежды. И есть все основания рассчитывать на плодотворность его работы в будущем.
С. ГИНЦ.