Каждый рабочий старопрокатного цеха Чусовского завода хорошо знает, что экономия одного только процента электроэнергии в цехе дает возможность прокатать такое количество высококачественной брони, которого с избытком хватит для изготовления одного среднего танка. Естественно, поэтому, наше стремление к тому, чтобы вопрос экономии электроэнергии стоял в центре внимания, наравне с ведущими вопросами выполнения производственного плана.
В первом полугодии нынешнего года цех допускал большой перерасход электроэнергии. Основной причиной этого было отсутствие металла, приводившее к частым простоям станов. В этот период мы начали проводить ряд мероприятий, направленных к тому, чтобы при нормальной работе станов не только ликвидировать допущенный перерасход, но и дать ощутительную экономию.
Была проделана большая работало замене и перестановке электродвигателей с завышенными мощностями на реальные мощности. На одном агрегате стана "250" мотор мощностью в 20.5 киловатта заменен мотором в 10 квт. что позволило в среднем экономить 7.000 киловатт-часов.
Большой эффект дала разъяснительная работа по вопросам экономии электроэнергии среди оправ и крановых машинистов, введение графика включения и выключения освещения цеха, а также борьба за чистоту и сохранность электрооборудования.
В результате проведения этих мероприятий цех за последние два месяца сэкономил 33,5 тыс. киловатт-часов электроэнергии, причем в октябре сэкономлено на 8 500 киловатт-часов больше, чем в сентябре. Станы 650, 550 и 250, входящие в состав старо прокатного цеха, дали нынче значительную экономию., Наилучших результатов добился стаи «550» (начальник т. Сарман). Там неизменно перевыполняют производственную программу и вопрос экономии здесь рассматривают, как немаловажное звено в деле выполнения производственного плана. Экономия электроэнергии на стане достигнута за счет прекрасной работы операторов. Операторы Бабинцева и Смирнова очень четко управляют механизмами, строго следят за чистотой рабочего места, не знают, что такое аварии. Механик стана Сорокин и дежурные слесари много внимания уделяют настройке, подкреплению и смазке механизмов. Псе это в совокупности дает значительный эффект.
На стане «650» добились самого высокого процента загрузки двигателей. Здесь почти каждый агрегат имеет индивидуальный привод, (большинство из них было установлено за последние три года). Благодаря этому холостой ход двигателей сведен до минимума. Большинство операторов стана исполняет свои обязанности исключительно добросовестно. Даже придирчивый специалист может залюбоваться замечательно четкой работой операторов Зотовой и Наберухиной.
Эти положительные факторы позволили стану "650" за последние два месяца сберечь 27 тысяч киловатт-часов.
Однако эти первые успехи указывают на то, что можно добиться, гораздо большего, что резервы экономии далеко не исчерпаны. В октябре стан "650", например, сэкономила 7 тысяч киловатт-часов больше, чем в. предшествующем месяце. Были месяцы (правда, не столь часто), когда сдан экономил до 25 тысяч киловатт-часов.
В чем же скрываются неиспользованные резервы этого стана? Они скрыты в тех мероприятиях чисто технического порядка, которые всем хорошо известны, но плохо претворяются в жизнь. По вине механика Романова до сих пор не отремонтированы центробежные насосы. Между тем, ремонт только одного насоса позволил бы заменить мотор в 46 киловатт мотором в 20,5 квт. и ежемесячно экономить 1400 киловатт-часов Нерационально работает двигатель на рольганге № 3 из-за неисправности механизма рольганга, и т. д. Неисправные механизмы и оборудованное забирают очень много излишней электроэнергии.
Если построить схему экономии электроэнергии на стане «250», она получается весьма скачкообразной. В сентябре здесь сэкономлено 500. а в октябре 2.100 киловатт-часов. Однако. для стана это небольшая экономия. Как это ни покажется странным, но прокатчики стана и сам начальник т. Домрачев считают, что экономия электроэнергии не существенный показатель работы. Не случайно, что здесь никого не тревожит такое явление, что электродвигатели большую часть времени работают вхолостую моторы трайбаппаратов №№ 1 и 2 до 60 процентов времени работают вхолостую только потому, что их забывают выключать. Моторы рычажного толкателя и пресса горячей резки по этой же причине идут на холостом ходу до 40 процентов времени.
Вопиющую халатность допускают и отдельные операторы. Оператор Шибанова, уходя на обед, обычно «забывает» выключить мотор.
К немалым перерасходам электроэнергии приводит неисправность оборудования или не эффективное использование его. Достаточно привести пример с вентиляционным хозяйством. На стане никак не соберутся провести мероприятия по ликвидации утечки воздуха в обдувной вентиляцией а также заменить мощный вентилятор менее мощным, который кстати можно сделать без особых капитальных затрат силами самого цеха.
На печи № 1 работают два вентилятора в то время, как вполне достаточно одного. Ведь на соседнем стане «550» лично обходятся одним вентилятором, который к тому же подает воздух в значительно большую печь, греющую более крупные болванки.
Паш коллектив в большой претензии к коллективу электроремонтного цех, (начальник т. Полянский), по вине которого зачастую срываются неотложные работы по смене и ремонту электрооборудования. Электроремонтники уже свыше года никак не могут набрать коллекторы для ряда двигателей. Полгода ремонтируют мотор рольганга № 1 —одного из основных агрегатов стана «650» А ведь мотор требует незначительного ремонта. Плохо снабжают нас тормозными катушками для тельферов.
Таким образом, электроремонтники «съедают» у нашего цеха, как и у других цехов завода, не одну тысячу киловатт-часов электроэнергии.
Вряд ли можно считать правильным, что разрешением вопроса экономии электроэнергии в нашем цехе занимаются только электрики. Ясно, что это наша прямая обязанность, но наряду с нами этим же вопросом должны заниматься также инженеры и техники. Наша техническая интеллигенция. освоившая за годы войны десятки сложнейших профилей про ката, должна сказать свое веское слово и в деле экономии электроэнергии.
В. СУХАНЦЕВ - старший электрика старопрокатного цеха Чусовского завода.