Забота об учителе
Советская школа вступает в новый учебный год. Сегодня начинают учёбу младшие классы, через месяц придут на занятия и старшие школьники. Начинается новый период учёбы для детей, новый год напряжённого труда — для учителей.
Большие чрезвычайно ответственные задачи будет решать в нынешнем учебном году наше учительство. Советская школа твёрдо стала на путь совершенствования методов обучения и воспитания детей, который определён для неё решениями партии и правительства, вынесенными на протяжении прошлого года. В этих решениях особо выпукло подчёркивается роль учителя, особо ярко выделяется его значение, как центральной фигуры в школе.
Вот почему сегодня, в первый день начала занятий в школах, взоры всей нашей общественности обращены прежде всего к учителю, к тому, кто будет решать успех предстоящего учебного года, к тому, на кого страна возлагает надежды и ответственность за воспитание подрастающего поколения.
В годы войны труд педагога очень усложнился. Нужно было учить и воспитывать детей в условиях стеснённой школьной площади, отсутствия достаточного отопления, освещения и оборудования. Но советское учительство с подлинной самоотверженностью, с горячей любовью к своему делу продолжало успешно работать с детьми, терпеливо преодолевало возникшие трудности.
Многие из этих трудностей могут возникнуть перед школами и учителями и в этом году, многие из них, до сих пор не преодолены. Вот почему надо прежде всего с особой резкостью ставить вопрос о помощи учителю.
Не секрет, что именно в годы войны некоторые из руководителей советских и партийных организаций на местах ослабили внимание к нуждам школ и учителей. Эти руководители рассуждали так: «сейчас не до учителей». Они предоставляли самими учителям решать хозяйственные и бытовые вопросы, не оказывая им помощи. О фактах забвения самых насущных нужд учителей сообщали в редакцию ещё и в прошлом учебном году из Кунгурского, Краснокамского, Еловского районов. Несколько месяцев назад была закрыта столовая учителей в Кунгуре, допускались систематические перебои в снабжении хлебом учителей Кишертского, Черновского и ряда других районов.
В наступившем учебном году со всей нетерпимостью надо отнестись к фактам ущемления прав учительства на материально-бытовое обеспечение. Специальными решениями правительства учителям предоставлен ряд преимуществ в снабжении, обеспечении квартирами, топливом, освещением. Однако широко известны факты, когда в Суксунском районе, в Березниках квартиры учителей из года в год не ремонтируются, а в Юсьве и Белоево Коми-Пермяцкого округа учителя, как говорят, доживаются до полена дров, тщетно обивая пороги сельских Советов и колхозов в надежде за получение топлива для своих квартир. Подвозка дров для учителей идёт из рук вон плохо. Немногие руководители районов таких, например, как Нытвенский, Соликамский, Чернушинский могут похвалиться тем, что у них учителя встречают зиму с запасом дров. А разве так нельзя сделать во всех районах, тем более, что время для исправления этого положения ещё есть. Нужно его лишь максимально использовать.
Очень острым является вопрос об обеспечении учительства обувью, одеждой и другими промышленными товарами. В этом деле также допущены многочисленные факты невнимательности, а порою и издевательского отношения к учителям.
Как иначе можно расценить то обстоятельство, что по сводкам и отчётам Облпотребсоюза и Облторготдела значится, что все учителя области обеспечены обувью. На деле же большая часть проданной учительству обуви оказалась недомерками, и многие учителя по этой причине обуви не имеют, или, например, обеспеченность учителей мануфактурой и готовым платьем по этим же отчётам в денежном выражении очень высокая. Но не анекдот, а факт то, что при большой нуждаемости в рабочем платье, костюме, учителям продают, как правило, через учительские магазины изделия только из шёлковых и лёгких тканей. Такие, с позволения сказать, «ошибки» допускаются по отношению к учителям со стороны работников торговли, планирующих и распределяющих товары внутри области.
В области есть районы, где по-настоящему заботятся о материально-бытовых нуждах учительства. В Нытвенском районе, например, учителям продано 30 коров, 25 коз, в Оханском и Чернушинском районах некоторые колхозы засеяли нынче целые участки зерновыми культурами и овощами для учителей и школ, выделяют для них особые продуктовые фонды. Нужно, чтобы эти положительные примеры нашли широкое распространение и в других районах.
Особенно серьёзно нужно позаботиться нынче об обеспечении сельских учителей керосином для освещения. О какой продуктивной подготовке учителя к урокам может идти речь, если он вечером не имеет возможности дополнительно заниматься, заочно учиться и т. д. До сих пор, однако, Облпотребсоюз (председатель т. Лысов) к фактам срыва снабжения учителей керосином проявлял нетерпимое благодушие.
XIII сессия Областного Совета очень решительно потребовала от районных исполнительных комитетов изменить отношение к учителю, обеспечить все его нужды в полной мере. Кое-что в этом направлении на местах уже делается. Но ещё и ещё раз следует напомнить всем руководителям советских и партийных организаций, всем председателям сельских и поселковых Советов, что забота об учителе — их кровное первоочередное дело.