К 15 ноября Суксунский район выполнил план поставок по картофелю только на 37 процентов. Почему здесь мирятся с такими низкими цифрами, особенно позорными, сейчас, когда в области развертывается усиленная сдача картофеля, и овощей, когда передовые колхозники сдают из своих личных запасов картофель в фонд Красной Армии? Что происходит здесь?
В сентябре и октябре, занимаясь выполнением плана хлебопоставок, в районных организациях совершенно забыли про сдачу картофеля и овощей, пустили это дело на самотек. В ряде колхозов картофельные поля долго не убирали, не охраняла их, и в результате, например, у колхоза «Уилыш» урожай был наполовину разворован. Заготовительные организации райпотребсоюза, когда овощи и картофель начали поступать массами, испугались наплыва их и во многих сельсоветах прекратили прием. Зная о фактах срыва вывозки картофеля из колхозов представителями трестов «Кизелуголь» и «Сталинуголь» —основных получателей нарядов на суксунский картофель, руководители райкома партии и райисполкома не добились ни наказания виновных, ни усиления вывозки убранного картофеля в сухую осеннюю погоду.
И, вот картофель колхозы спустили в ямы и подвалы, он осел на месте... Когда же из области в район, из района — в сельсоветы полетели тревожные запросы, почему не выполняется план заготовок, то вдруг оказалось, что картофеля для сдачи нет. Например, колхоз имени Чепаева при валовом сборе в 900 центнеров картофеля ухитрился вывезти только 160 центнеров, дальнейшую же сдачу затягивает. В числе «несостоятельных» по сдаче картофеля оказались также колхозы Морговского, Берковского. Сызранского сельсоветов.
Лучшей иллюстрацией создавшегося положения является разговор райуполнаркомзага т. Матюгина с председателем колхоза «Новый путь» т. Ярушиным.
—Много тебе ещё сдавать картофеля?—спрашивает т. Мастюгин.
—Ой, много, ещё много!
—Что же не возишь?
—Да нечего возить.
—А сколько же садили картофеля?
Выясняется, что картофеля «Нового пути» было посеяно 27 гектаров — цифра не маленькая по здешним местам. Урожай — 52 центнера с гектара. А картофель Ярушин все-таки не сдает. Решил отговориться тем. что он мелкий. Тогда уполнаркомзаг предлагает Ярушину сдать картофель райпище комбинату в переработку на крахмал. Но Ярушин хватается тогда за другое: «Возить не на чем, лошади заняты».
Руководители районных организаций также склонны считать, что картофеля для сдачи государству в районе нет. Однако, подобные настроения не помешали бюро райкома партии принять 5 ноября расширенное решение о ходе заготовок картофеля и овощей, в котором многие, вещи названы своими именами. В нем говорится и что заготовки пущены на самотек, и что аппараты райуполнаркомзага и райзаготконторы не знают положения на местах с заготовками, не наладили надлежащий учет продукции, и что район может в декадный срок выполнить план поставок картофеля и овощей.
Но после этого решения прошло десять намеченных дней. План не был выполнен. Учет в райуполнаркомзате также не улучшился. 15 ноября здесь не было и намека на сводку за истекшую пятидневку.
Приняв решение, райком не организовал проверку выполнения его. Практика вреднейшего самотека в картофелепоставках продолжает процветать в Суксунском районе. Наступили холода, картофель нельзя возить на приемные пункты без риска заморозить его, а в районе даже еще и не думали об организации сушки и переработки картофеля на месте Не беспокоятся здесь и о том, чтобы обеспечить полную сохранность, заложенного на зиму картофеля, уберечь его от гниения и разворовывания.
Н. БОЯРШИНОВА.