Никанор Гугля, который работает сейчас на шахте № 62 в Гремячем (трест «Андреевуголь»), на Урал приехал в 1931 году, с Украины, где занимался сельским хозяйством До этого он не был шахтером. Тем не менее, в каких-нибудь два-три месяца он стал настоящим горняком.
— Когда мы попали на шахту, — рассказывает Гугля, — многие из моих товарищей не хотели опускаться в забой, Считали это дело опасным. А меня, наоборот, мучило любопытство поработать в забое, посмотреть, как добывается уголь. Я спустился в шахту и с тех пор не отрываюсь от угольного пласта.
В июне 1943 года трест «Андреевуголь» командировал меня на новое Гремяченское угольное месторождение. Здесь мне пришлось знакомиться в новыми условиями работы. В этих шахтах угольные пласты имеют крутое падение. До этого в таких условиях мие работать не приходилось. Положение было не совсем приятное. Руководители смотрели аа меня как на опытного шахтера, мне предстояло учить молодые кадры, а я сам испытываю нужду в помощи. И, все же, трудности меня на испугали. Я целыми сутками ползал по шахте, изучал структуру пласта и т. д. Мои усилия не пропали даром. Через две недели я уже работал разбуровщиком, как водится, по всем правилам искусства.
Вскоре ко мне стали прикреплять учеников. Нужно было учить людей, не снижая добычи угля. Среди учеников были русские, узбеки и казахи. Многие не понимали по-русски. Это очень усложняло работу, Зато как приятно смотреть, когда твои питомцы даже перерастают учителя.
С 1 июня 1943 года по июнь 1944 года мне удалось обучить разбуровочному делу 56 человек как для своей, так и для соседних шахт. Среди моих бывших учеников сейчас имеются такие специалисты, как Клепиков, Лопатин, Тусманов, Нурьянов и многие другие, которые выполняют нормы выработки до 300 процентов.
Н. шахте меня считают неплохим разбуровщиком. В отдельные дни моя производительность составляет 3 — 4 нормы. А бывают случаи, когда мои ученики перекрывают эти рекорды. Но это меня только радует, а не огорчает.
Так рассказывает Никанор Гугпя. Его методы обучения очень просты и доходчивы. Первые 5 дней он знакомит ученика с условиями работы, с инструментом, учит заправлять коровки бура и т. д. Затем дает ученику отбурить 1 — 2 шпура. Если дело ядет успешно, эта цифра постепенно увеличивается. Когда ученик делает что-либо неправильно, Гугля поправляет его находу и разъясняет, в чем его ошибка. Если молодой рабочий достиг выполнения нормы, его ставят на самостоятельную работу и в то же время продолжают следить за его ростом и консультировать,
— Самое главное, — рассуждает знатный разбуровщик, — желание, любовь к труду.
Воспитывать эту любовь к труду, это желание — одно из важнейших условий воспитания кадров. Надо, чтобы наши партийные, профсоюзные и комсомольские организации повседневно воспитывали в них качества, которые прививает им Гугля и подобные ему шахтеры. Тогда дело выйдет наверняка.
А. КАЛИНКОВИЧ