Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Воздушный следопыт

Газета «Звезда» №231 от 26.11.1944
Автор статьи: С. КОЖЕВНИКОВ.
Текст документа:

Павел Непряхин, сероглазый плечистый юноша из деревни Барановка. Еловского сельсовета, Молотовской области, прибыл в полк из авиашколы во время Орловской операции. В воздухе шли тогда напряженные бои наших истребителей с немецкими «Юнкерсами» и «Фокке-Вульфами».

Непряхин ходил по аэродрому молчаливый, подтянутый, словно накапливая внутри себя силы для воздушных схваток. Каковы силы у этого парня, никто еще не знал. Но после первых же боевых полетов Герой Советского Союза капитан Майоров с восхищением воскликнул:

Чёрт возьми, он все видит! Это была очень высокая похвала. Людям, которые ходят по земле, кажется, что в небе самолёта все видно. На самом деле это, к сожалению, не та. Обзор из кабины невелик. А кроме того, неопытный летчик, теряющий спокойствие во время боя, видит буквально только под носом своего самолета. Непряхин в первые же вылеты «все видел»: и бой, и прикрывающую труппу истребителей, и то, что делаете на земле.

Вскоре ветераны полка убедили что у этого уральского юноши только острый глаз, но и орлина хватка. В одном из первых же боев он расстрелял одной очередью немецкий истребитель «Фокке-Вульф 190».

Бои шли один за другим, к неизменно нарастало число сбитых Непряхиным самолетов. За 27 вылетов он уничтожил 6 воздушных пиратов. А сейчас — через год после начала его боевой жизни — им сбито уже 16 немецких самолетов.

В полку Непряхина зовут воздушным следопытом. Командование поставило его на выполнение специальных заданий по разведке. И вот блестяще разведались способности Непряхина «все видеть».

В паре со своим ведомым и в одиночку он уходит на своем ястребке в глубокий Тыл противника, выслеживает движение по дорогам к линии фронта, подкарауливает и уничтожает одиночные самолеты. Сведения, которые привозит гвардии старший лейтенант Непряхин, помогают командованию разгадывать замыслы врага, а штурмовикам и бомбардировщикам указывают цели для бомбежек

В один из полетов Непряхин произвел разведку аэродрома Инстербурга и обнаружил на нем 50 самолетов противника. На другой день по данным этой разведки 22 «Лавочкина» взяли курс на аэродром Инстербург. Внезапным штурмовым налетом они разожгли огромные костры из немецких самолетов и попутно подожгли два железнодорожных состава на станции Инстербург.

В этот же день Непряхин вылетел разведывать результаты налета. Вскоре командование полка услышал по радиосообщение Непряхина с немецкого неба: «На аэродроме догорает 12 самолетов противника, осталось 16 самолетов. очевидно, поврежденных остальных самолетов на аэродроме нет».

На несколько минут радио замолчало. Затем вновь послышались позывные и новое сообщение:

— Обнаружил полевой аэродром на котором 25 самолетов противника: 15 «Фоккеров» и 10 «Хенкелей». Предполагаю, что перелетели с аэродрома Инстербург.

Через два дня Непряхин уже разведывает войска противника, и радио несет новое его сообщение на командный пункт: «Обнаружил 15 крытых автомашин в движении к городу Н. По линии фронта — в три ряда окопы и траншей, набитые солдатами».

11а командном пункте слышат, как Непряхин дает по радиокоманду своему ведомому: «Прикрой меня, аду на штурмовку». А через несколько минут идет по радиоволнам донесение на командный пункт, уничтожил две автомашины».

На одном из оборонительных цепких рубежей наши наземные части встретили упорное сопротивление. Враг, подбросив крупные силы пехоты и танков, хотел силами танка прорвать оборону наших частей. городу Н. Но замыслы врага пока неясны. Неизвестно было Личеетво подброшенных танковых ил. Командованию нужны были точные сведения, чтобы оценить сложившуюся обстановку и принять контрмеры. Достать этим сведения было поручено Непряхнну.

Вначале ему долго ничего не удавалось увидеть. Он снижался до бреющего полета, прочесывал лощины, овраги, сделал несколько виражей, внимательно просмотрел каждый куст. Не видно танков! Где они и есть ли вообще на этом участке немецкие танки? Но вот в лесу вдруг что-то мелькнуло. Непряхин сделал крутой вираж. Крест! Белеет крест на танке, а вон и второй, третий... Танки, которые враг скрытно стягивал, найдены... Замыслы врага стали известны.

Непряхин пошел разведывать новую цель... Его ястребок летит по немецкому небу, под крыльями ястребка — немецкая земля. Земля ненавистной Восточной Пруссии—питомника змей. Непряхин — зоркий воздушный следопыт — пристально наблюдает за всем, что происходит в этом шипящем питомнике.

В кругу друзей Павел Непряхин шутит: «После войны я сумею преподавать географию Восточной Пруссии. Я теперь знаю не только ее города и дороги, села и реки, но и ее овраги и болота.

С. КОЖЕВНИКОВ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: армия