Решающие дни на сплаве
Промышленность Молотовской области, Поволжья, восстанавливающийся Донбасс, Ростовская область, город-герой Сталинград требуют громадного количества леса. Лес нужен для изготовления вооружения, боеприпасов, для доставки снарядов и орудий на фронт, для восстановления промышленности, транспорта и всего хозяйства в освобожденных от немецкой оккупации районах.
Лесозаготовители Молотовской области положили немало труда и усилий на то, чтобы заготовить в этом году потребное количество леса. На долю же камских сплавщиков выпала почетная и ответственная задача — доставить лес в наикратчайшие сроки и без потерь оборонным заводам, городу Сталинграду, Донбассу и другим жизненно важным пунктам нашей страны.
Сплавщики Камы еще зимой начали энергично готовиться к сплавной навигации. Многие работы, которые раньше выполнялись летом, и тем самым затрудняли проведение сплава (например, заготовка газогенераторного топлива, плотового оборудования, постановка части обоновки и ряд других) были выполнены нынче зимой. К началу навигации большинство судов моторного флота работало на древесном топливе. На Каме у треста «Камлесосплав» не осталось ни одного катера, работающего на светлом нефтетопливе.
Условия для сплава леса в текущем году весьма необычны и тяжелы. Ледяной затор на Керчевском рейде в начале навигации, многократные колебания горизонтов, высокие скорости течения воды, острый недостаток рабочей силы, частая сменяемость ее, приход на работу новых людей, совершенно необученных и ранее никогда не видавших сплава, значительный недостаток такелажа — всё это осложняло работу. Сплавщикам Камы пришлось затратить немало сил на преодоление стоявших на их пути трудностей.
Государственный Комитет Обороны и Совет Народных Комиссаров СССР уделили самое серьезное внимание сплаву на Каме, оказывали камским сплавщикам постоянную помощь и поддержку. И сплавщики, воодушевленные успехами нашей героической Красной Армии и повседневным вниманием и заботой партии и правительства, упорно дрались за выполнение государственных заданий.
Верхне-Камская сплавная контора (директор т. Краснооктябрьский) закончила все сплавные работы нынешней навигации в августе, проведя зачистку 150 километров Камы в установленные сроки.
Иньвенский рейд (директор т. Попов) к 15 сентября выполнил навигационный план буксировки плотов на 125 проц. и навигационный план сплотки древесины — на 103 процента. За образцовую работу в июле Иньвенский рейд получил переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. А всего за период великой Отечественной войны Иньвенский рейд 13 месяцев держал первенство во Всесоюзном соревновании.
Основной рейд на Каме и один из крупнейших в Союзе — Керчевский — выполнил июльский план сплотки на 105 процентов, августовское задание — на 116 проц., получив за это переходящее Знамя Государственного Комитета Обороны.
Тюлькинский рейд выполнил на 125 проц. августовский план буксировки плотов. Перевыполнили сезонные планы сплавных работ Орлинский и Осинский сплавные рейды. На 96 процентов выполнен навигационный план механизированной сплотки древесины в целом по тресту «Камлесосплав».
Предприятия химической, бумажной промышленности получили от сплавщиков древесину полностью по утвержденному графику поставки.
В ходе социалистического соревнования среди сплавщиков Камы выросло много стахановцев военного времени. Отлично проявили себя и старые кадры, известные по прежним навигациям.
Знатный бригадир Иньвенского рейда Жданов на сплотке станком Снеткова выполняет нормы на 160 проц. и выше. Бригадир Ф. Губин со своей бригадой на устаревшей машине «ВКЛ» в августе выполнил норму на 144 процента. Бригадир формировочных работ Мухамедзянов со всей бригадой за двое суток формирует далматовский плот в 15—20 тысяч кубометров. Перевыполняют задания бригада т. Крутикова на Тюлькинском рейде, бригады тт. Кравчук и Крикуна на сплотке машиной «Советский блокстад» (Керчевский рейд).
Однако, несмотря на все успехи, сплавные предприятия области остаются еще в большом долгу перед Родиной. Особенно отстают сплавщики Вишеры, которые сентябрьский план за 15 дней выполнили на 25 процентов. В целом навигационный план отправки древесины на Волгу трестом «Камлесосплав» выполнен только на 75 процентов. Завод имени Молотова на 15 сентября получил от «Камлесосплава» около половины полагающейся по плану древесины. Недополучают лес завод «Красный Октябрь» и угольные предприятия.
На реках Яйве, Косьве, Обве, Колве, Язьве, Вишере у предприятий «Уралзападолеса», «Камлесосплава» и других находится около 700 тыс. фестметров древесины, которую надо как можно быстрей сплавить и сдать потребителям, которым она нужна для выпуска боевой продукции, для восстановления шахт и предприятий, для строительных и других работ.
Государственный Комитет Обороны установил для Камского бассейна срок окончания всех сплоточных работ— 1 октября и окончания буксировки плотов — 5 октября. Чтобы обеспечить завершение всех сплавных работ в установленные сроки, требуется больше напряжения и поворотливости. Руководители сплавных предприятий, районные, партийные и советские организации должны использовать для форсирования работ все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, все средства, еще шире развернуть социалистическое соревнование среди сплавщиков.
Руководители сплавных предприятий, все работники сплава должны с максимальным упорством бороться за то, чтобы сентябрь был завершающим месяцем сплава, чтобы к 1 октября были зачищены берега всех сплавных рек, а к 5 октября забуксировать всю древесину и не позднее 20 октября поставить ее предприятиям Молотовской области.
Ни одного бревна, недоставленного потребителям, не должно остаться на берегах сплавных рек и у сплавных предприятий.
Большая ответственность лежит в эти решающие дни на командном составе рейдов. Чтобы не сорвать успешное завершение сплавной навигации из-за недостатка проволоки, такелажа и других материалов, директоры и главные инженеры сплавных рейдов должны провести решительные меры по экономии расхода такелажа и материалов, а потребители древесины обязаны немедленно возвратить весь такелаж, который они получили. Руководителям предприятий, получающих древесину, нужно понять, что без такелажа сплавщики не только не дадут леса, но заморозят и растеряют его.
Стране дорог сейчас каждый кубометр леса. Однако этого не учитывают многие лесные и сплавные предприятия. Так называемые «расходы на собственные нужды» у некоторых предприятий составляют десятки тысяч кубометров. Максимально сократить расходы древесины на собственные нужды, экономить каждый кубометр леса, чтобы дать его для нужд обороны, — такова задача всех сплавщиков.
Наступает осенняя ветреная погода, крайне неблагоприятная для сплава. Чтобы предупредить потери древесины от аварий, должно быть резко повышено качество сплотки пучков и формировки плотокараванов. Потеря древесины от плохого качества сплотки и формировки — преступление.
Сплавная навигация 1944 года должна быть завершена успешно. Имеются все возможности, чтобы сплавщики Камы с честью и в срок выполнили поставленные перед ними задачи и развернули подготовительные работы к навигации следующего года.
Ф. Н. ФОКИН — главный инженер треста «Камлесосплав».