Партер и балконы оперного театра вчера заполнили делегаты первого областного съезда учителей.
В зале преимущественно люди почтенных лет, наша старая гвардия, многие годы отдавшая школе, воспитанию новых поколенийя
Советский учитель! Его ка и всегда, встречают с уважением. Театр празднично украшен. На сцене живые цветы, в глубине сцены большой барельеф Ленина и Сталина-самых дорогих людей для советского человека, для советского учителя.
Секретарь обкома ВКП(б) тов. Гусаров открывает съезд. Он приветствует делегатов от имени обкома ВКП(б) и облисполкома. Его вступительная речь много раз прерывается аплодисментами.
В докладе о 27-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, - говорит тов. Гусаров, - товарищ Сталин говорил, что <<подобно тому, как Красная Армия в длительной и тяжёлой борьбе один на один одержала победу над фашистскими войсками, труженики советского тыла в своём единоборстве с гитлеровской Германией и её сообщниками одержали экономическую победу над врагом>>. Гитлеровцы понесли не только военные, но и морально-политическое поражение. Наша идеология, идеология дружбы народов одержала полную победу над звериной человеконенавистической идеологией германского фашизма.
Труд советских людей получил высокую оценку вождя. Велика роль в разгроме кровавого фашизма нашей советской интеллигенции и передового ее отряда-—советского учительства, которое воспитало миллионы славных патриотов Родины. Можно смело заявить, что на вооружении Красной Армии стоит и благородный труд советского
учителя.
По далеко не полным данным учительство только нашей Молотовской области воспитало 52-х героев Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.
За время великой Отечественной войны творческая работа нашей интеллигенции, нашего учительства получила невиданный размах. Коммунистическая партия и советское правительство, товарищ Сталин высоко ценят труд наших учителей. Награждение орденами и медалями Советского Союза работников просвещения это-—оценка огромной работы, которую провело учительство в годы великой Отечественной войны. Разрешите выразить уверенность в том, что в ответ на высокую награду правительства учителя Молотовской `области вместе с учителями всего Советского Союза единодушно продемонстрируют свою преданность и любовь к советскому правительству, к партии большевиков и нашему вождю и учителю товарищу Сталину, продемонстрируют свою готовность отдать все свои силы на благо нашей Великой Родины, на благо героического народа (аплодисменты).
Говоря о повышении роли учителя, как просветителя народных масс, товарищ Гусаров призывает к более активному участию учителей в работе изб-читален, клубов, домов культуры и библиотек. Тов. Гусаров, обращая особое внимание на распространение научных. знаний среди населения, приводит слова великого поэта Некрасова:
<<Сейте разумное, доброе, вечное
Сейте! Спасибо Вам скажет сердечное
Русский народ...>> {Апподисменты).
Чем Выше будет уровень культуры нашего народа,--продолжает он,--тем могущественнее будет наша Родина. (Аплодисменты).
В президиум съезда избирается знатные учителя——директор камской школы № 12. заслуженный учитель школы РСФСР, орденоносец т. Баранова, учительница Верх-Ивенской школы Коми-Пермяцкого округа т. Будрина, награжденная ордином Ленина; учительница Оханского училища, орденоносец т. Недошивина; секретарь обкома ВКП(б) тт. Гасаров Кондаков, Богомолов, Мерцлин и другие.
Овацией встретил съезд, `` предложение избрать в почетный подиум членов Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным.
После выборов руководящих органов съезда слово для доклада «Отечественная война и задачи учительства» было предоставлено тов. Виноградову:
— Великая Отечественная война начинает т. Виноградов, -- явилась проверкой нашей советской системы воспитания. Советское учительство с честью выдержало эту проверку. Оно прошло славный путь и по праву разделило с Красной Армией славу великих побел. Тысячи учителей награждены орденами и медалями Советского Союза. 120 школьных работников Молотовской 06стн получили высокие правительственные награды.
Несмотря на трудности. вызванные войной, работники школ не только не снизили, но и повысили качество своей работы. За время войны перед школой возникли новые требования, вызвавшие перестройку педагогического процесса. В городах введено раздельное обучение, выработаны правила поведения учащихся, в программу включена военная подготовка.
Советская школа успешно разрешает главнейшую задачу воспитания молодого поколения—вооружение его элементами материалистического мировоззрения, в связи с чем от учителя требуется высокая идейность в деле воспитания.
Докладчик обращает внимание делегатов съезда на методику преподавания Конституции. Нельзя- говорит он,- преподавать Конституцию по книге. Необходимо прибегать к дополнительным учебным пособиям, разъяснять учащимся на примерах, что в нашей Конституции записаны завоевания советского строя, надо прививать учащимся понятия об обязанностях советского гражданина, развивать чувство гордости за советский строй.
В преподовании любого предмета не надо забывать о практическом применении знаний. Каждый учащийся должен не только знать физику, химию, математику, но и должен уметь применять знания в жизни.
Русский язык является основой овладения всеми науками. Нельзя мириться говорит тов. Виноградов, с тем положением, что наша средняя школа иногда выпускает из своих стен неграмотных людей, что с русским языком во многих школах нашей области еще не совсем благополучно. Бороться с этим недостатком надо не только преподавателям русского языка, но и преподавателям всех остальных учебных дисциплин.
Одним из основных недостатков преподавании математики, истории и других предметов в средней школе является сухость преподавания. Часто учителя не связывают теорию с жизнью, с практикой. Надо бороться с книжностью, с отсутствием — наглядности, оживить педагогический процесс, развивать у учащихся живой интерес к
науке...
Из лож разлаются звуки - горнов, дробь барабанов. Во входных дверях партера появляются школьники. Они проходят на сцену, заполняют проходы. Множество знамен, алых галстуков.
Эти пионеры г. Молотова пришли приветствовать съезд.
Ребята исполняют стихи. поэтессы Е. Трутневой «Приветствие пионеров-щкольников съезду учителей».
Витя Чулков, учащийся школы № 11, произносит слова приветствия:
— От лица всех пионеров и школьников нашего города позвольте передать съезду учителе наш пионерский пламенный привет.
Раздаются аплодисменты... Витя декламирует:
Труба горниста сбор уже сыграла,
Бей, барабан, бей веселей!
Мы, пионеры-школьники Урала,
Приветствуем своих учителей!
Ребята продолжают рассказ в стихах о школе семье, учителях любимой родине,
С пылом читает Рита Мальгина
Что может быть милей тебя и краше,
Родная Ленину и Сталину земля!
А полюбить, понять. отчизну нашу
Нам помогли учителя.
ЕЙ, как и всем другим пионерам горячо аплодируют.
Пионеры покидают зал. Их тепло провожают делегаты и долго-долго рукоплещут вслед.
После перерыва с докладом о роли естествознания в материалистическом воспитании учащихся выступил профессор пединститута тов. Вороннов.
Громом аплодисментов встретили участники съезда делегацию местного гарнизона.
Слово для приветствия представляется офицеру Дубову.
— Неустанным труженикам, мастерам педагогического труда от бойцов и офицеров гарнизона горячий боевой привет! — провозглашает тов. Дубов.
— Почетное, благородное дело поручила вам Родина; Сове народ вверил вам самое дорогое — своих детей, и вы с честью оправдываете доверие народа. Ваши ученики показывают бесчисленные примеры героизма на фронтах Отечественной войны. Капитан Гастелло, Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина и тысячи других молодых героев воспитаны партией, - комсомолом и вами, советскими учителями. Желаю вашему съезду вскрыть имеющиеся недостатки в вашей работе, лучший опыт сделать общим достоянием, чтобы выполните до конца благородную задачу—воспитание советских людей, преданных
делу Ленина—Сталина.
После выступления делегации гарнизона был объявлен перерыв. Сегодня съезд продолжает свою работу.