Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Из записной книжки инженера

Газета «Звезда» №210 от 25.10.1944
Автор статьи: И.Ястребков
Текст документа:
Из записной книжки инженера

Когда я перелистываю странички своей записной книжки, передо мной один за другим проходят многочисленные факты, рассказывающие о том, сколько сделали за 3 года войны инженеры и техники Лысьвенского завода. В мирное время эта работа заняла бы, пожалуй, добрый десяток лет. За эти военные годы, когда технико-производственные задачи стали неизмеримо сложнее и требовали подчас немедленного разрешения, мы не раз убеждались, что наши инженеры и техники достаточно зрелы, чтобы справиться с ними.

Вспоминается, как начал обосновываться на заводе эвакуированный цех, где начальником т. Гудрамович. Помимо большой работы по его становлению, нужно было освоить производство изделия, технология которого была не отработана. Начальник Гудрамович и инженеры Андрианов, Шапиро, инженер-практик Винник и другие взялись решать обе эти задачи одновременно. И в то время, когда цех был уже создан, было закончено и усовершенствование технологии изделия. Но на этом творческая работа не остановилась. Многое было сделано для устранения трудоемких операций, модернизации оборудования и дальнейшего усовершенствования технологии. А результат? Удалось высвободить значительное число рабочих и повысить производительность труда на отдельных операциях от 30 до 40 процентов. В конце прошлого. года начался перевод цеха на поток. Сейчас путь прохождения деталей сокращен в три раза, высвобождено 50 рабочих и т. д. ‚ Усовершенствование потока не прекращается до сих пор.

Цех т. Тимохова, наоборот, старейший цех завода, но путь движения деталей был в нем невообразимо запутан. Рабочие места загромождены трансмиссионными приводами. Начальник цеха Тимохов н его заместители инженеры Шитов и Березин, технологи Биденко и Бельков крепко взялись за изменение лица цеха. В короткий срок провели в жизнь не одну сотню технических и организационных мероприятий. Благодаря переводу станков на индивидуальный привод, цех стал светлым и просторным. Организация поточной линии по одной детали сократила путь ее прохождения со 136 до 18 метров. Высвобождено 10 рабочих и, что очень важно, часть бригадиров и мастеров. В цехе освоены новые для завода многошпиндельные автоматы и полуавтоматы, освоена нарезка резьбы одной из деталей на высокопроизводительных‚ резьбонарезных станках, изготовленных на нашем заводе. По предложению инженера Шмырева механизирован процессе подготовки и оцинкования деталей, что значительно облегчило труд рабочих, повысило качество покрытия изделия.

Даже этот краткий перечень осуществленных мероприятий говорит об огромной работе, проделанной технической интеллигенцией цеха. И действительно, как мог бы цех систематически перевыполнять государственный план (который, кстати, был повышен более чем в два раза), если бы здесь не работала интенсивно творческая мысль инженерно- технических работников.

Наши инженеры немало потрудились над изменением технологии, в целях экономии остро-дефицитного сырья и материалов. В цехе т. Шавкунова при двухстороннем лужении одного изделия 40 проц. дефицитного олова шло на покрытие наружной поверхности этого изделия. Сознавая, что такой расход олова является «роскошью», инженеры цеха Шавкунов и Пьянков, техник Ладейчиков, лаборант Юрлова и другие предложили покрыть наружную поверхность изделия специально приготовленным раствором жидкого стекла, благодаря чему ежегодная экономия составляет 5.000.000 рублей.

В записях я обнаружило немало фактов, которые свидетельствуют о том, что мало только разработать новую технологию. Надо настойчиво добиваться быстрого внедрения ее в производство. Известны случаи, когда не встретив одобрения своим нововведениям, некоторые инженеры бросали их осуществление. Группа инженеров и техников цеха Онянова и технического отдела завода - Ширинкин, Селиванов и Ромашев, взявшись за изменение технологии одной детали, включающей в себе три

трудоемких операции, разработали по существу новую технологию, целиком исключающую одну трудоемкую операцию и упрощающую другие. Их работа встретила на заводе всеобщее одобрение, однако Наркомат и заказчик сочли технологию недоработанной и не утвердили. Еще и еще раз проверив свои выводы не убедившись в их правильности, авторы добивались внедрения предложенной. ими технологии и штампования, давшей экономию 1.200 тонн специальной листовой стали в год и высвободившей два вытяжных пресса. Общий годовой эффект от этого мероприятия составляет 2 милл. 700 тысяч рублей. К сожалению, не все еще инженеры нашего завода умеют так настойчиво и напористо бороться за осуществление своих предложений.

В моих записях значится, что в цехе т. Пономарева еще в марте должна быть организована поточная линия по производству одной из деталей. Прошло уже больше полугода, но никакой поточной линии и в помине нет. Перевод производства на новую технологию, значительно сокращающую производственный цикл основных деталей, затягивается. Здесь же велики потери от брака, а мероприятия, направленные к улучшению качества, внедряются под нажимом дирекции.

К сожалению, это не единственный цех, где мероприятия по улучшению производства проводятся в недостаточной степени. Почему, например, цех, где начальником т. Губарев, продолжительное время находится в глубоком прорыве? Главным образом, потому, что здесь не только не заботятся о непрерывном

улучшении технологии, но не ведут даже борьбы за соблюдение существующей технологии. Техническая интеллигенция этого и некоторых других цехов, которые в первую очередь должны бы позаботиться о ликвидации технической отсталости своего производство, мало инициативна. Немало упреков заслуживают инженеры и техники цеха, где начальником т. Оборин. Выполнение плана по этому цеху дается дорогой ценой: штурмом и огромным напряжением сил. Это происходит потому, что коллектив инженерно-технических работников цеха отстает в вопросе организации поточного метода производства. Организация цепочки на одной детали тянется уже несколько месяцев.

В цехах Пономарева, Губарева и Оборина любят оправдывать отставание двумя основными причинами: первая—то, что инженеры вынуждены все свое время заниматься исключительно разрешением оперативных вопросов, вторая—слабость ремонтно-вспомогательной базы. Эти причины не являются основательными. Хорошо известно, что другие цеха завода находятся не в лучшем положении, но тем не менее сумели произвести значительные и серьезные мероприятия.

Сила передовых коллективов в том и заключается, что они инициативны и разрешают любые организационно-технические задачи, опираясь на творческую мысль инженеров и техников, всей душой борющихся за. технический прогресс.

И. ЯСТРЕБКОВ— начальник технического отдела Лысьвенского завода, лауреат Сталинской премии.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Производственные достижения; Лысьвенский металлургический завод