Воля коллектива
Еще сохранился на стенах доменного цеха плакат, в котором поэт Демьян Бедный обращается от имени сталеваров Московского завода «Серп и молот» к чусовским доменщикам с требованием давать больше чугуна, покончить с отставанием. Строго, в упор смотрит с плаката красный воин, словно спрашивая: «Почему вы в долгу перед фронтом?».
Не раз, глядя на плакат, мастер Новиков и юный горновой Ладыко и многие другие с неистовой жадностью принимались за работу. Но шел их труд зачастую на ветер. Десятки тонн металла приходилось еще и еще раз оставлять в печи из-за нехватки ковшей, а то, стыдно сказать, из-за песка…
В цехе было много неорганизованности, беспорядка, бескультурья.
Труднее всего приходилось коллективу печи №2-бис. В дни войны звонкая слава прошла по стране и фронту о подвиге тружеников тыла, построивших в невиданно рекордный срок мощную домну. Но как ни старался коллектив новой домны, плохая загрузка, неполадки да скупые запасы шихты сдерживали мощное дыхание печи и держали ее из месяца в месяц на тихом ходу.
До обидного мало давали доменщики чугуна. И уже не с плаката, а живые воины-посланцы фронта – укоризненно говорили им:
- Что же это вы, товарищи!
И коллектив цеха начал серьезный бой за металл. Развернулось такое соревнование, которое всколыхнуло каждого рабочего и командира. Доменщики реже сетовали на трудности, энергичней с ними боролись.
Тщетно раздавались с утра до вечера телефонные звонки в кабинете директора завода т. Попова. Его можно было застать только в цехе. Тов. Попов со всеми своими заместителями беседовал с каждой сменой. Внимательно выслушивались требования, предложения, пожелания рабочих. Шла упорная борьба за чугун.
Кончив работу, едва оторвавшись от печи, бригады шли на литейный двор ломать «пирамиды прежней славы» - горы скрапа и козлов.
Казалась немыслимой затеей очистка цеха, когда не хватало буквально всего. Но нашлась не одна «лишняя пара рук», нашлись ресурсы, резервы, платформы, а главное – поддержка всего коллектива завода.
В это же время незаметно возникла в цехе маленькая механическая мастерская, которая очень скоро позволила выйти доменщикам из зависимости от вспомогательных цехов завода. Под руководством молодого энергичного инженера Пермякова, мастера Муртазин и Тихонов и электрик Моисеенко крепко взялись за ремонт оборудования. Дерзнули ремонтировать и механизмы посложнее. Вышло! Дошли до агрегатов, потом развернули большую работу по улучшению конструкций механизмов и оборудования. В цехе все меньше и меньше становилось простоев оборудования.
Одновременно осуществлялись мероприятия по механизации загрузки печей, властной рукой внедрялась культура в работе, наводилась чистота. И когда на тщательно подметенных литейных дворах стала бросаться в глаза даже уроненная спичка, когда основания печей были выкрашены в белый цвет и у домен стало вдвое просторней, когда бункера щедрее стали наполняться коксом и всем необходимым сырьем, доменщики увидели – причин для плохой работы больше нет. Трудовой напор людей удвоился. Поверив в свои силы, коллектив уверенно шел вперед.
К 1 мая цех дал первые десятки тонн сверхпланового чугуна. Произошло тогда в цехе памятное событие. Написали доменщики ответное письмо Демьяну Бедному. При обсуждении письма диспетчер Ходосенко говорил:
- Напишем поэту: тяжело было нам тогда, крепко обдумывали, где больше всего спотыкались и, как видите, нашли загвоздку, вышли на верный путь, а с него не свернем!
***
- Знаете, в чем признался мне недавно начальник доменного цеха тов. Захаров? – говорит директор завода. – Он сказал: а мы можем, пожалуй, товарищ директор, давать чугуна… и назвал солидную цифру. Это сказал такой осторожный человек, как Захаров. Сам сказал. Никто, ведь, его за язык не тянул.
В начале августа мы беседовали с т. Захаровым. Глядя на логарифмическую линейку, он говорил:
- Да; рост у нас не плохой. Только по печи № 2-бис чугуна на 75 процентов больше, чем в прошлом году. Вот сегодня первую печь из ремонта примем, тогда уж сварим металла…
- Так сварим по-стахановски. Шутка ли, печь на десять дней раньше срока отремонтировали. А пока идите спать. Надо подкопить силу. Я подежурю за вас.
В цехе идет бой за металл…
- Ну пойми же, тесно металлу в печи… Он на простор рвется, на поле боя, - кричит кому-то мастер Турченко в телефонную трубку, - а ты не можешь дать лишний ковш. Зайди, посмотри, как бригада дерется за каждую тонну металла, совесть тебя загрызет.
Мастер торопится к печи. Нынче должно быть три выпуска. Выпуску чугуна. Им помогают аппаратчик Бокарев, водопроводчик Сидоренко. Взаимная помощь здесь – закон. «Трудно ли? Да, как сказать? Я второй десяток лет стою у горна, - говорит Савельев, - а вот как там жене Ольге?»
Ольга Наговицына – его жена, подручный горнового. Но о ней речь ниже.
Если заглянуть в глазок фурмы, видно, как в печи бушует чисто белое пламя. Мастера говорят: «На фурмах весело». Это значит – полнота печи, полное дутье, загрузка идет отлично.
На всех домнах бригады по загрузке переняли у бригады печи № 3. Здесь добились рекордной подачи колош – больше 50. Здесь люди научились ни минуты не сидеть сложа руки, а помогать друг другу, не забывать друг о друге. Всегда торопятся на помощь товарищам кайловщик Мандяк, машинист тоннеля Азанова и другие.
На третье печи мы познакомились с Ольгой Наговициной. Работала она не так уж давно крановщицей, узнала, что не хватает подручного горнового, пожелала стать им. Если спросить Ольгу: «Трудновато на мужской работе?», ответит: «Не легко, конечно, тем более с мужем соревноваться. Как там у него? Не слыхали?».
Вот они, будни доменного цеха, замечательные будни, полные трудового горения, творческого энтузиазма, приносящие победу. Доменщики познали, что им под силу соревноваться с лучшими металлургами страны. В июле они завоевали во Всесоюзном соревновании второе место, а в августе – Знамя Государственного Комитета Обороны. В сентябре коллектив цеха продолжает давать сверхплановый металл.
Трудно рассказывать о всех передовиках цеха, а надо бы рассказать об обер-мастере Старкове, инженере Шулякове, горновых Бабиче, Габдрахимове, Редозубове, мастерах Абрамове, Александрове, юных аппаратчиках. Все они вкладывают частицу труда и усилий в общую победу цеха. В дни предоктябрьского соревнования славных имен становится в цехе все больше и больше.
Столкнувшись с немного выцветшим плакатом, с которого по-прежнему с молчаливым упреком смотрит боец, доменщики больше не отворачиваются: совесть[P1] у них чиста.
Н. ОРЕНШТЕЙН.
Корр. «Звезды»
Чусовской металлургический завод
[P1]