Я попытаюсь рассказать сегодня о десяти-двенадцатилетних человечках, о самом дорогом на свете — о наших детях, в светлом облике которых отражается вся наша милая Родина. Я говорю «попытаюсь». Это именно так. Вряд ли хватит у меня слов, чтобы передать все те чувства, все то волнение, которое охватило меня вчера, в канун нашего радостного праздника, при встрече с этими детьми.
Старая Учительница, 42 года воспитывавшая детей: мать двоих сыновей-фронтовиков — Мария Николаевна Зиновьева. В 1942 году ослепла. Глаза у нее не закрылись. Нет! Они остались такими же ясными и лучистыми, но они перестали видеть. Ей стало страшно от этой темноты, от этого несчастья. Показалось, что кончилась жизнь при жизни. Писать сыновьям на фронт? Зачем? Зачем тревожить их? Мать всегда остается матерью. И вдруг нежданно-негаданно в темную ночь старой учительницы пробился яркий солнечный луч. Он озарил мрак. Он вернул улыбку на ее лицо, он согрел ее старое сердце
Этим лучом явились дети—девочки-подростки, ученицы 4-го класса «б» молотовской школы № 17. Они пришли к ней полтора года назад и сказали:
— Мария Николаевна! Мы—тимуровцы, Вот наш капитан, Ира Ковалева. Мы узнали о вашем горе, и весь наш класс решил помотать вам жить.
«Помогать жить!». С какой силой звучат эти слова! Помогать друг другу во всем, всегда, всю жизнь! Это самое светлое из светлых чувств человека. Это самая благородная черта характера всех честных людей. Не она ли заставляет бойца закрыть собой от вражеской пули командира?! Не она ли подвинула на бессмертный подвиг Александра Матросова, что телом своим закрыл амбразуру немецкого пулемета и помог своим товарищам одержать победу? А Николай Гастелло?! А двадцать восемь панфиловцев-героев?! А севастопольские моряки, сошедшие с судов на берег на помощь героической пехоте?!
И вот эти девочки, из семнадцатой школы, пришли к старому, слепому человеку именно с этим святым чувством. У каждой из них много домашних дел, много уроков. Но, ежедневно чередуясь, они навещают слепую учительницу, убирают ее комнату, колют дрова, топят печи, моют полы, провожают ее в столовую, читают ей книги, пишут письма ее сыновьям. Как старались они вчера перед праздником получше убирать ее жилище! Но, всего сильнее растрогало меня вот что: не так-то уж сладко живется в эти суровые дни войны нашим детишкам, не так-то уж часто получают они подарки, но вчера, получив в школе скромные кулечки со сладостями, девочки всего четвертого класса отделили от себя по конфетке, по пряничку, чтобы послать этот подарок Марии Николаевне. А она, тихонько, чтобы не знали девочки, попросила кого-то написать письмо директору школы. № 17 Зое Александровне Орловой и продиктовала статеечку в праздничную стенгазету 4-го класса. Вот строчки из письма:
«..Второй год школа силами тимуровцев помогает мне жить. В этом, году тимуровская команда во главе с умной и серьезной Ирочкой Ковалевой под руководством доброй и внимательной Малитины Денисовны Южаковой исключительно энергична и заботлива. Милые, ласковые 12-летние человечки во многом изменили мою жизнь — сделали ее почти нормальной. Я не знаю теперь ни острой нужды, ни больших бытовых затруднений... А Милитина Денисовна поддерживает мое мужество. Она ежедневно проверяет поведение своих девочек, дисциплинирует их и сама, сильно занятая, находит еще время навещать меня. Должна признаться, что за всею мою 42-летнюю педагогическую деятельность я не встречала подобного примера воспитания детей, внимание которых было бы так ярко направлено на помощь людям, попавшим в тяжелые жизненные условия...»
А в стенной, газете класса сегодня написано вот что:
«С праздником, дорогие девочки-тимуровцы!
Приветствую вас в день Великого Октября и, посылаю громадную— с высочайшую гору — благодарность за ваши заботы обо мне. Твердо. уверена, что Великий Октябрь — «добрый волшебник» —подарит вам в свой праздничный день чудесную невидимую палочку, которая сделает вашу жизнь веселой, счастливой и полной всяких удач. А я — ваш слепой друг — могу, к сожалению, подарить вам только. мою безграничную любовь и горячее пожелание, чтобы вы навсегда остались такими же добрыми и ласковыми как сейчас, чтобы радость и успехи никогда вас не покидали, чтобы ваши желания исполнились.
Целую крепко, крепко моих милых девочек «тимурочек»,
Мария Николаевна ЗИНОВЬЕВА
Ира Ковалева, Лена Зиф, Галя Зыкова, Георгина Осокина, Алла Рязанова, Аида Сорокина, Зина Фомина, все двадцать пять девочек 4-го «б» класса — это же всего лишь маленькая горсточка из миллионной армии школьников-тимуровцев, из миллионной армии юных рабочих, юных колхозников. всех тех детей нашей Родины, которые растут на радость человечеству.
В прошлом году, в ноябре, недалеко от Днепра, мне довелось повидать такое, о чем нельзя забыть. По деревенской улице четверо наших автоматчиков вели под конвоем двух мальчиков. Мальчики шли, угрюмо смотря в землю. Что такое? В чем провинились эти два хлопчика? Лишь вечером рассказал мне капитан о них. Оказалось, что то были воспитанники детской диверсантской школы, созданной гитлеровцами два года назад на Украине. Мальчиков сбросили в расположение наших частей на парашютах. Они должны были шпионить, взрывать мосты, поджигать наши армейские склады. Это были украинские ребята, которых немцы в течение двух лет развращали в диверсантской школе. В них убивали все светлое, все хорошее, воспитывая профессиональных разбойников.
Паршивый берлинский прохвост! ! Где мера его преступлениям?! Он даже к сердцам наших детей пытался приложить свои грязные руки, гадина! Мы отсечем и руки, и голову его! Уж близок. этот час! Это видит и слепая учительница, и девочка Ира Ковалева, и каждый боец на фронте, и каждый труженик в тылу. Это видит сегодня весь с мир, который так широко и солнечно будет раскрыт перед нашими детьми, что растут прекрасными людьми для своего прекрасного будущего.