Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

П. Бажов. ЖИВИНКА В ДЕЛЕ

Газета «Звезда» №211 от 27.10.1944
Автор статьи: С. Гинц.
Текст документа:

НОВЫЕКНИГИ

П. Бажов
ЖИВИНКА В ДЕЛЕ

С. Гинц

Каждый раз, когда берёшься за сказы Бажова — перечитываешь ли старые, из знаменитой «Малахитовой шкатулки», или читаешь новые, которыми не так часто балует читателей наш уральский сказочник, - каждый раз в таком случае испытываешь огромное наслаждение. От замечательной сказочности, от чудесной фантастики, расцветающей пышным цветом в каждом сказе; от поэтичности образов; от тонкой наблюдательности и реализма, который мирно и удивительно гармонично уживается в его творчестве с богатой сказочностью; от умения его без всякой навязчивости, без всякой сентенции показать поэзию творческого труда; от чудесного языка горнозаводского Урала — красочного, меткого, с его острыми словечками, особенностями говора.

Молотовское областное издательство выпустило книжку сказов о мастерстве. Два из них («Каменный цветок», «Горный мастер») из «Малахитовой шкатулки». Часть — из «Уральских сказов о немцах». В целом — это восемь прекрасных произведений, воспевающих творческое отношение к труду, ту «живинку в деле», без которой всякий труд — скучное, тяжкое ремесло; с которой всякий труд — творчество. Дедушка Нефёд из первого сказа («Живинка в деле») говорит Тимохе Малоручке, который «придумал всякое здешнее мастерство своей рукой опробовать», да на мастерстве углежога застрял: «...Ты книзу глядел, - на то, значит, что сделано, а как кверху поглядел, - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет»... Вот этой-то мыслью о «живинке в деле», о воодушевлении мастерством, о творческой одержимости и пронизаны отобранные в книгу рассказы.

Мягкие поэтические образы Данилушки Недокормыша — камнереза из «Каменного цветка», Кати — его невесты из «Горного мастера», Митюшки-гранильщика, их сына, из «Хрупкой веточки», Иванка — мастера «рисовки» на стали, из «Иванка — Крылетка», дяди Васи, модельщика каслинского литья, из «Чугунной бабушки» - всё это образы сказочные всё это — образы живых людей, уральских мастеровых, людей талантливых, смекалистых, где надо — хитрых в работе, прямых в отношениях к людям, вечно творчески неудовлетворённых, ищущих. Как живые возникают они перед глазами читателя. И что удивительно и примечательно — в коротких сказах Бажов рисует такие картины, скупыми штрихами создаёт такие образы, что они ощущаются осязаемо реальными и их не только чувствуешь, но, как бы, видишь перед глазами на фоне горнозаводского уральского пейзажа, на фоне людей старого Урала XVII-XIX, а также XX века (в «Чугунной бабушке», например).
Бажов — коренной уралец, родившийся в самой что ни на есть горнозаводской части Урала, многие и многие годы прислушивавшийся и впитывавший в себя богатейший уральский горнозаводский фольклор, опирающийся в своём ярком оригинальном и индивидуальном творчестве на этот фольклор, с новой стороны показывает нам Урал, новыми идеями обогащает литературу. Чуткий к событиям сегодняшнего дня, он с огромным тактом приближает к современности темы своих сказов. В годы и дни, когда мысль советского человека бьётся исключительно творческой напряжённостью, великолепно звучат все сказы о мастерстве, о людях, для которых труд — даже тяжёлый труд, - радость, ибо он оплодотворён творческой мыслью, творческим горением.

В дни великих боёв против немецких насильников, против тупого пруссачества, терпящего величайший крах попыток завоевать и растоптать мир своим тяжёлым солдатским сапогом, по особенному остро воспринимаются образы тупых немцев, появляющихся то тут, то там в сказах Бажова. Насмешливое, презрительное отношение к самодовольному, тупому немцу, всюду мнящему себя хозяином, превыше других стоящим — характерно вообще для русского человека, а для уральца особенно.

Немало приходилось уральцу сталкиваться с немцем-управителем завода, немцем-мастером, немцем-хозяином. И он, уралец, знает цену немцу. Занозистый, зазнайка немец Фуйко из «Иванка-Крылатка», немец Двоефедя из «Хрустального лака», «учёный» немец-пустобрёх из «Тараканьего мыла», бездарная Каролина из «Чугунной бабушки» - всё это живые, точно описанные с действительности образы, в которых со всей силой отражается отношение рабочего человека к мнящему себя «пупом земли» немцу. Это отношение творческого человека к чиновнику, на всё поглядывающему свысока, склонному к «немецкому пустоговорью», хотя порой и знающему дело, чего не отрицают и герои сказов. Как в народной сказке, так и в сказах Бажова русский человек всегда выходит победителем из соревнования с немцем. И эта победа всегда оправдана, всегда естественна. Она основана на «живинке в деле», свойственной уральцу, «живинке», столь поэтически воспеваемой Павлом Петровичем Бажовым, свойственной всем героям его чеканных, филигранно отделанных сказов. Не надуманными, не навязанными, а прямо вытекающими из всех произведений сборника звучат прекрасные заключительные слова последнего сказа:
- «Так-то, милачок! Работа — она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то».

***

П. Бажов. «Живинка в деле»
(Уральские сказы о мастерстве).
ОГИЗ. Молотовское областное издательство.
1944г., 61 стр.)

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Книжная продукция; Бажов П.П.