Война с особой остротой поставила задачу строжайшей экономии в народном хозяйстве и, в частности, в строительстве. Уже в сентябре 1941 г. правительство приняло постановление «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени». Это постановление обязало наркоматы и ведомства широко применять в строительстве дерево и другие местные стройматериалы, допуская применение металла и железобетона лишь в тех случаях, когда использование других, менее дефицитных материалов по техническим и технологическим условиям, недопустимо.
За время войны в Березниках построено и введено в эксплоатацию немало предприятий со значительным использованием в строительстве местных стройматериалов. Эти предприятия сейчас дают крайне необходимую фронту продукцию. Перепроектирован и переоборудован для выпуска оборонной продукции ряд законсервированных ранее об'ектов строительства. Применение в строительстве местных материалов, использование ранее законсервированных об'ектов и упрочнение проектирования дало государству миллион рублей экономии.
Однако, факты показывают, что Возможности упрощения строительства используются еще плохо.
К основным недостаткам нужно отнести отсутствие у строительных организаций проектов выработки необходимого количества стеновых и вяжущих материалов из местного сырья. Нет прочной технической базы изготовления остродефицитных материалов и запасных частей для автомашин и строительных механизмов, a если и есть некоторые начинания, то очень робкие, и продукция очень дорога.
Наряду с этим необходимо остановиться на неповоротливости, а подчас и прямом игнорировании капитального строительства со стороны самих заказчиков. Руководители предприятий совершенно перестали заниматься вопросами удешевления строительства, не интересуются стоимостью проектных работ, стоимостью и качеством строительства.
Такая безответственность привела к тому, что некоторые директоры заводов даже не знают, почему на заводе приостановлено строительство тех или других об'ектов, хотя на эти об'екты затрачены сотни тысяч, а иногда миллионы рублей. Сошлемся на некоторые примеры.
На содовом заводе остаются до сих пор не только неиспользованными на другие цели ранее законсервированные об'екты, но ежегодно консервируются новые, причем консервируются не потому, что их продукция не нужна стране, а потому, что для этих производств запроектировано либо далекопривозное сырье, либо отходы тех производств, которые только еще предполагается организовать.
По решению ГКО. на одном из наших предприятий трестом «Уралхимпромстрой» в начале 1943 г. должен быть построен цех № 10, который давал бы сырье для Березниковского магниевого завода. Однако, Этот об'ект не строился. Строился почти все лето прошлого года цех рассолоприготовления и рассолопровод протяжением до 3 километров, состоящий из двух трубопроводов. Когда этот комплекс работ был выполнен на 80 процентов и израсходована масса остродефицитных материалов, то оказалось, что сырьевая база для этого производства в городе отсутствует, и об'ект сейчас на консервации.
Что это? Ошибка проекта? Если да, то весьма странная ошибка. Таких законсервированных об'ектов на предприятиях города насчитывается около двух десятков, и вложен в них не один миллион рублей.
Есть в городе и другие законсервированные об'екты, но не требующие никакого сырья. Это пятиэтажный 52-квартирный жилой дом в центре города, принадлежащий магниевому заводу. Дом не только не достраивается, а наоборот, все оттуда растаскивается на топливо и другие цели. Средства на достройку ежегодно отпускаются, но достройкой никто не занимается.
Хочется остановиться на работе проектных организаций — «Гипрохима» и «Гипроалюминия». Эти две проектные организации на предприятиях гор. Березники к 1 января 1944 г. напроектировали одних бросовых проектных работ примерно на 8 миллионов рублей. Добрая половина из них падает на проектирование уже в военное время. Так, например, на магниевом заводе затраты на проектирование составили около 10 процентов от выполненных в смежных цехах работ, из которых больше половины составляют бросовые работы.
Каковы же причины так называемых бросовых работ? Основная причина — полное самоустранение заказчиков от вопросов проектирования. Проектной организации, где начальником т. Негодаева, указания по проектированию давали, например, все, кому не лень, за исключением заказчика — директора завода. Не отстала от общего хаоса и сама т. Негодаева. Она по некоторым об'ектам изготовляла проекты сразу в трех вариантах: из железобетона, кирпича и дерева, на выбор—что подойдет.
В целях сохранения государственных средств и во избежание бросовых проектировочных работ необходимо в дальнейшем поставить работу так, чтобы о проектных заданиях давались совершенно четкие и конкретные указания. Заказчикам следует обратить особое внимание и следить за расходованием лимитов на проектные работы, так как право распоряжаться средствами на капитальное строительство предоставлено правительством директорам заводов. Пора потребовать полной ответственности за консервацию строительства и бросовое проектирование. Нельзя выбрасывать на ветер миллионы рублей. Необходимо проверить все законсервированные об'екты, начать их постройку или использование. При наличии законсервированных об'ектов. которые начинают разрушаться, необходимо ставить перед соответствующим наркоматом вопрос о получении распоряжения о дальнейших судьбах этих об'ектов и использовании строительных материалов для других целей. В проектировании строительства пора навести серьезный порядок.