ИРАН
(СПРАВКА)
Иран—большая страна Среднего Востока (площадь 1646 тыс. кв. километров) граничит на севере с СССР, на западе-с Турцией и Ираком, на востоке—с Афганистаном и Белуджистаном (часть Британской Индин).
Иран очень богат различными полезными ископаемыми. Среди них— уголь, полиметаллы, медь, железная, руда, золото.
Наиболее важный вид стратегического сырья—это нефть, месторождения которой разбросаны преимущественно в западной части страны, начиная в Иранского Азербайджана (соседнего с Советским), через район Керманшаха (где есть нефтеперегонные заводы) и до берегов Персидского залива.
Особенно богаты южные месторождения нефти—близ Персидского залива. Здесь, в районе Месджеде-Солейман, по данным геологов, находится до 12 проп. всех мировых запасов нефти. Иранская нефть имеет большое значение для снабжения Англии.
От Месджеле-Солейман проложено несколько нефтепроводов, протянувшихся на 200 километров к крупной, хорошо оборудованной нефтеэкспорт- ной гавани Абадан (на р. Шат-Эль- Араб, впадающей в Персидский за- лив). В 70 километрах к востоку от Абадана лежит на-днях занятый английскими войсками конечный железнодорожный пункт страны Бен- дер-Шахпур.
Богатые нефтяные месторождения есть и к западу от Ирак-Иранской границы-—в районе Моссула. От английского порта Хайфы и сирийского порта Триполи проложены нефтепроводы к Моссул-Киркукскому нефтедобывающему району Ирака.
Экономически Иран—отсталая аграрная страна. Большинство сельского населения арендует землю у помещиков на тяжелых кабальных условиях.
Крайне важно стратегическое значение Ирана, как территории, связывающей наше Каспийское море с морскими путями Индийского океана.
Это значение Ирана особенно возросло с 1938 года. когда вступила в эксплоатацию сквозная Транс-Иран- ская железная дорога, длиной в 1394 километра, соединившая порт Бендер- Шахпур на Персидском заливе через Ахваз—Дизфуль—Султанабад—Кум и далее через Тегеран (столицу Ирана) с портом Бендер-Шах на Каспийском море (в юго-восточной части его). Кроме этой дороги заслуживает внимание строющаяся железная дорога, между: Тегераном и Тебризом.
Тебриз во время войны 1914—18 года был соединен русской военной железной дорогой с русской пограничной станцией в Закавказье — Джульфа (вблизи Нахичевани). Короткая ж.-д. ветка была проложена тогда же от Тебриза к озеру Урмия.
Важное стратегическое значение имеют транспортные - связи Ирана © Ираком и через последние с Сирией, Палестиной и вообще с побережьем Средиземного моря.
Железная дорога из столицы Ирака—Багдада подходит к самой Ирак- Иранской границе у Ханекина. От Ханекина через Керманшах—Хамадан —Казвин идет автомобильная дорога на Тегеран. Багдад, в свою очередь, соединен ж.-д. линией с портом Басра в Персидском заливе и автомобильными дорогами с побережьем Средиземного моря.
От берегов Средиземного моря проложены. автотранспортные дороги через Палестину и Ирак, а также через Сирию. От английского порта Хайфа на Багдад и через него на Тегеран существует регулярное автомобильное движение. В самом Иране есть ряд шоссейных дорог, построенных до 1917 года на русские и английские средства.
В Иране проживает всего около 16 миллионов человек (до 20 проц. городского, остальные 80 проц. сельского и кочевого населения). Иранцев (персов) в этом числе всего 50— 55 проц., остальные: тюрко-монголы, курды, арабы и. прочие.
Две трети населения живет в северной половине страны. В частности из пяти городов, с населением более 100 тысяч в каждом, три расположены в приграничной зоне шириной менее 150 километров, прилегающей к границе с СССР и берегу Каспийского моря. Это Тегеран, с населением — около полумиллиона человек — в 120 километрах от Каспийского моря, Тебриз — в 100 километрах от нашей Закавказской границы (220 тыс. чел.), Мешхед (140 тыс. чел.)—в 1007 километрах от границы с Туркменской ССР. В гор. Решт—на берегу Каспийского моря (возле главного Иранского порта Пехлеви) проживает до 90 тыс. жителей.
С 1906 года Иран формально считается конституционной наследственной монархией, во главе которой стоит шах. Законодательная власть осуществляется парламентом (меджлис), состоящим из 136 депутатов. Предусмотренная конституцией верхняя палата—сенат ни разу не созывалась.
В топографическом отношении территория Ирана представляет собой возвышенное нагорье, окаймленное горными областями. Высокий лесистый Эльбрусский хребет как бы отгораживает Иран от Каспийского моря (наибольшая высота высота здесь — гора Демавенд в 6770 м.). Северо-западная часть страны заполнена горными узлами, примыкающими к горам восточной Турции и Советского Закавказья (на турецкой территории вблизи иранской границы—гора Арарат высотой 5156 м.). Близ Ардебиля, занятого сейчас советскими войсками, лежат горы с высотами более 4500 метров. Высоты порядка свыше 3000 м. протянулись в западной части страны. Эти высоты к юго-западу на территории Ирака и юго-западного Ирана примыкают к Месопотамской низменности, занятой многоводным бассейном рек Тигр и Евфрат.
***
История отношений между СССР и Ираном исчерпывающим образом изложена в ноте Советского правительства Иранскому правительству от 25 августа 1941 года (напечатана в газетах «Правда» и «Звезда» за 26 августа 1941 года).
Профессор В. ЕГОРЬЕВ.