Бюджет третьего года Войны
Утвержденный Х сессией Верховного Совета СССР громадный, почти 250 миллиардный бюджет советского государства на 1944 год отражает непоколебимую волю советского народа к победе над врагом, рост могущества социалистического государства, крепость его тыла и фронта.
Государственный бюджет на 1944 год призван обеспечить в необходимых размерах финансирование обороны и в то же время дальнейший рост народного хозяйства и развитие культурного строительства. Свыше 128 миллиардов рублей предназначено на ведение войны, на содержание и оснащение Красной Армии. Стало быть, обеспечить расходную часть бюджета доходными ресурсами — дело почетное, большое и ответственное.
В 1944 году основными источниками доходов остаются доходы от социалистической промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли — в виде налога с оборота, отчислений от прибылей и др. Все они составляют около двух третей общих бюджетных доходов и определяются дальнейшим ростом производительности труда в промышленности, увеличением объема производства, проведением строжайшего режима экономии.
В 1943 году Молотовская область не справилась с выполнением обязательств перед государственным бюджетом. Было не додано в бюджет около 50 млн. рублей доходов. Такое положение не может быть допущено в нынешнем году, когда значение государственного бюджета особенно возрастает.
Большими возможностями увеличения объема выпускаемой продукции располагают местная промышленность и промысловая кооперация. Промкооперацией Молотовской области выпущено в 1943 году валовой продукции на 1 млн. 313 тыс. р. сверх установленного плана, а продукции ширпотреба — на 8 млн. 334 тыс. рублей. Районной промышленностью области получено сверх плана продукция на 2 млн. 256 тыс. р., а по сравнению с 1942 годом более на 8 млн. 639 тыс. рублей. Это означает, что за годы войны местная промышленность и промкооперация освоили производство значительного количества новых изделий и товаров широкого потребления. Однако, при большей инициативе и активности местных организаций объем производства может быть еще большим.
Некоторые руководители предприятий местной промышленности и кооперации, стремясь выполнить план выпуска валовой продукции в денежном выражении, забывали о выполнении плана по ассортименту и вместо использования местного сырья в отходов увеличивали производство менее трудоемких и дорогостоящих изделий.
В борьбе за выполнение бюджета особенное значение имеют вопросы себестоимости, которая является главным показателем того, насколько успешно ведется борьба за экономию, за увеличение производительности труда. Между тем, планирование себестоимости продукции на наших предприятиях не организовано, задания по себестоимости или совсем не разрабатываются или даются с большим запозданием, а в ряде случаев утверждаются без учета планируемого ассортимента изделий.
Многие хозяйственники беспокоятся о выпуске изделия, а сколько оно стоит - их не интересует. Иные считают даже, что в военное время борьба за режим экономии, удешевление продукции, за накопления может быть ослаблена. Особенно заметно это в системе промкооперации области. Себестоимостью не занимаются ни артели, ни союзы, ни управление промкооперация в целом. А ведь по артелям Металлсоюза, например, 132 человека или 20 проц. общего числа сдельщиков не выполняют нормы выработки! Большое количество машин и станков простаивает. Краснокаменская артель портных не использует трикотажные машины на 6 цилиндров. В Калинской леспромартели не работает токарный станок из-за отсутствия ремня. Артелями Кожсоюза строгальные машины используются на 20 проц. швейные машины — на распиловочные и шпильные машины совершенно не работают.
Все это показывает, что в местной промышленности надо решительно улучшить организацию и технологию производства, рационализировать его, осуществлять строжайший режим экономии, борьбу с бесхозяйственностью, с непроизводительными расходами.
Одним из основных доходных источников бюджета является налог с оборота. Исчисление и взимание его ставит финансовых работников в тесные взаимоотношения с хозяйственными организациями. Успешное выполнение финансового плана так неразрывно связано с выполнением облагаемыми предприятиями основных хозяйственных заданий (производственные программы, плановый ассортимент, план реализации товарной продукции), что каждый инспектор госдоходов имеет возможность и обязан вникать в работу
предприятия, следить за общим состоянием финансовой деятельности, изыскивать дополнительные источники доходов.
Есть, однако, случаи, когда руководители задерживают платежи в бюджет, несвоевременно представляют отчетность и не полностью показывают облагаемый оборот. Нужно ли говорить, как отрицательно влияют на выполнение бюджета подобные факты.
Важнейшим доходным источником являются поступления средств от населения в виде сельхозналога, подоходного, военного в других налогов. В текущем году необходимо обеспечить наиболее полный учет плательщиков и их доходов, особенно от неземледельческих заработков сельского на селения и рыночных доходов единоличных хозяйств, обеспечить более полный учет земельных участков и строений, подлежащих обложению.
Задача финансовых органов и местных Советов состоит также и в том, чтобы в 1944 году избежать ошибок 1943 года, когда уже после проведенного учета объектов обложения, в порядке решений, было лишь, по 7 процентам хозяйств дополнительно начислено свыше 2 млн. рублей налогов.
Значительную роль в походах бюджета играют государственные займы, денежно-вещевая лотерея и другие добровольные взносы населения. Большие суммы поступлений от реализации их, предусмотренные по бюджету области на 1944 год, диктуют необходимость проведения предстоящей кампании подписки на заем на более высоком политическом уровне, с более короткими сроками погашения подписки на селе.
В осуществлении финансовой программы на 1944 год участвует вся страна. Организовать всемерную борьбу за выполнение бюджета в соответствии с намеченными планами — ответственнейшая задача не только финансовых органов, но и всех руководителей советских, хозяйственных и общественных организаций.
Н. ХРАМОВ — зав. Молотовским облфинотделом.