Мы открываем занавес...
День 4 ноября яркой страницей войдёт в историю одного из старейших русских оперных театров — Молотовского театра оперы и балета.
Именно сегодня гостеприимно откроются двери театра перед молотовским зрителем, с которым творческий коллектив театра вынужден был в своё время расстаться на довольно продолжительный срок.
Три года назад решением партии и правительства город Молотов принимал старейший русский театр — Ленинградский ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
Кировцы провели громадную работу среди широкой зрительской аудитории. Они привили вкус и повысили требования к искусству. Своей работой они по-новому поставили задачи и перед восстановленным Молотовским театром оперы и балета.
С полным пониманием этих задач, при повседневном руководстве обкома и горкома ВКП(б) и исполкома городского Совета и с их практической помощью, мы приступили к тщательному собиранию творческих сил театра, формированию своих мастерских, капитальному ремонту здания театра, готовясь к исторической для нас дате — возобновлению работы театра в Молотове.
Мы смело смотрим в будущее. Состав труппы, значительно пополненный, включает целую плеяду высококвалифицированных артистов, и знакомых уже молотовскому зрителю, и впервые выступающих на сцене Молотовского театра: сопрано А. С. Базарова, А. А. Лазовская, А. И. Никулина, Н. Н. Сильвестрова, С. И. Сперанская, В. И. Хондажевская; меццо-сопрано — М. А. Зайцева, Н. Т. Измайлова, Н. И. Олишкевич, А. Н. Дурново-Петрова, Е. М. Селиванова; тенора: Б. И. Балашов, С. М. Альбирт, Л. С. Маев, М. А. Русин, А. П. Чувыляев; баритоны: Е. С. Глаголев, В. Г. Иванцов, Е. В. Маевский, Н. Р. Рудаков, М. З. Сказин, М. Г. Шуйский; басы: А. А. Кулысев, Г. Ф. Филиппов, засл. артист А. А. Шидловский и другие. Большой хор, оркестр и формирующийся балет представляет собой квалифицированные коллективы, могущие творчески решить задачи, стоящие перед театром. Руководящее творческое ядро представлено главным дирижёром А. А. Людмилиным, дирижёрами В. П. Ульрихом и И. И. Бушуевым; режиссёрами Л. М. Брагинским и Б. М. Кушниром, хормейстером Л. Н. Виссоновым, балетмейстером Г. И. Язвинским и художником В. Н. Хандажевским. На отдельные постановки оперных спектаклей приглашены мастера оперной сцены — режиссёры Большого театра Союза ССР: лауреат Сталинской премии, орденоносец заслуженный деятель искусств Л. В. Баратов, заслуженный артист-ордденоносец, режиссёр Театра имени народных артистов К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко — заслуженный артист-орденоносец П. С. Златогоров и художник Б. А. Матрунин.
Ставя себе целью — работать на высоком идейно-художественном уровне, коллектив театра ищет определения своего творческого лица, прежде всего, в репертуарной политике театра и реалистических методах вскрытия основной концепции музыкального развития спектакля и действующих в нём лиц. Отсюда основой репертуарной линии является цикл русских опер как в области русской классической музыки, так и в области советских произведений. В репертуар на ближайшие шесть месяцев включены гениальное творение Бородина — патриотическая опера «Князь Игорь», одно из лучших творений Римского-Корсакова — опера «Царская невеста», довольно редко исполняемая опера Чайковского «Мазепа» и новая опера советского композитора М. Коваля о героях-севастопольцах. Западно-европейская музыка представлена в репертуаре крупнейшими мастерами оперного искусства - «Риголетто» и «Аида» Верди, «Батерфляй — Пуччини и «Севильский цирюльник» Россини.
В процессе обсуждения и детальной переработки выкристаллизовывается репертуарный план всего 1945 года. Можно не сомневаться в том, что достойное место в нём найдут гениальные творения Глинки и Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова. Назревает и прямая необходимость включения в репертуар театра произведений композиторов братских республик.
Город Молотов — центр одной из крупнейших промышленных областей Советского Союза — сыграл большую роль в разгроме немецких захватчиков. Не случайно так много замечательных песен сложено об уральцах, чьим замечательным трудом создано могучее вооружение Красной Армии. Быть достойными воинов-победителей, быть достойными героев социалистического труда в тылу, отвечать их запросам, помочь расширить культурный кругозор нашего советского человека, развивать чувства патриотизма и любви к своей Великой Родине, средствами искусства показывать величие нашей эпохи — так должна решаться задача восстановления оперного искусства в нашем городе.
Только в нашей стране народ-гигант может одновременно вести победоносную, невиданную в истории войну, восстанавливать разрушенное врагами и вместе с тем уделять так много внимания героическому тылу, создавая новые очаги культуры, поднимая их значение, уделяя им время и средства.
Сегодня в заново отремонтированном помещении мы открываем свой зимний сезон. Коллектив театра горячо благодарит областные и городские организации. Заводы и предприятия Молотовской области за повседневную помощь в разрешении всех задач, поставленных перед восстанавливаемым в Молотове театром. Мы приложим все силы и умение для того, чтобы удовлетворить высокие запросы молотовского зрителя.
С. Ходес -
Директор и художественный руководитель
Молотовского театра оперы и балета.