ГОРНЯЦКАЯ СИЛА
Тихо, безмолвно на высокой, зеленой сопке. Вокруг нее нескончаемой лентой тянутся лесные массивы, грядой поднимаются гранитные валуны. Ничто не говорит о том, что близко тут рудник, жилье. Однако, поднимешься на вершину сопки, и глазам открывается горняцкий поселок: ровные, стандартные деревянные домики и надшахтные сооружения.
Это — гора Саранная. Здесь на глубине десятков метров земля хранит неисчерпаемые запасы хромита. Хром нужен в металлургии для выплавки высококачественных сталей. Хромирование облагораживает сталь, придает ей новые качества и свойства. Сарановские горняки дают львиную долю союзной добычи хромита. Самоотверженно работают они под землей, штурмуя богатые недра. Все шире применяется в шахте метод Семиволоса, все больше выдается руды.
Началась война, и бурщики стали еще энергичней действовать, стали выполнять ежесменно по полторы-две нормы. Передовики проходчики тт. Курочкин, Орлов, Мустаев и многие другие личным примером сумели зажечь горняцкий коллектив и подняли его на работу по-новому. Великое чувство любви к родине и ненависть к врагу сплотили сарановцев. Каждый почитает за честь шагать в ногу с фронтом. Многие, опускаясь в ее договариваются о соревновании.
— Поднажмем сегодня, — говорит пожилой горняк молодому.
- Маху не дадим. Поспорим,— отвечает загорелый парень.
Соревнование идет по-боевому. Установленный план добычи руды перевыполняется. Горняки сейчас даже поговаривают о том, что план маловат и не мешало бы сделать к нему надбавку.
Это стало возможным потому, что лучшие, передовые стахановцы рудника не знают пределов в своих дерзаниях, смело ломают установленные нормы. Такими являются бурщики тт. Курочкин и Орлов.
Василий Курочкин — давнишний горняк. Второй десяток лет работает и Иван Орлов. Первый никогда не встречался с Семиволосом, второму пришлось работать со знатным стахановцем в одной шахте задолго до того, как Семиволос прославил себя на всю страну. Но и Курочкин и Орлов, услыхав о семиволосовском методе и поняв, какие богатейшие перспективы он открывает, одновременно решили перейти на многозабойное обуривание. Первым спускался в шахту Курочкин. Кое-кто на руднике пытался отговорить новатора.
— Брось, ничего не выйдет, сорвется, — говорили ему.
Но Курочкин твердо отвечал:
— На старинке далеко не уедешь. К тому же, риск- благородное дело.
Главный аргумент, который выдвигали противники нового метода, состоял в том, что забои-де у нас плохие и пласт идет большой твердости.
Однако, Курочкин считал эти доводы несостоятельными и начал работать по-новому.
Пользуясь тем, что один из бурщиков Байдуков ушел в отпуск, Курочкин стал обслуживать свой забой и забой соседа. Применение метода Семиволоса резко повысило производительность бурщика. Этот метод завоевал себе признание.
Вслед за Курочкиным по-семиволосовски стал работать бурщик Иван Орлов. И так же, как Курочкин, перешел на обслуживание двух забоев.
Сейчас уже большинство бурщиков работает одновременно в нескольких забоях. А Курочкин и Орлов обслуживают в дни войны по 3 и 4 забоя. Мустаев, Гусев, Байдуков и другие справляются с работой в двух забоях.
Василий Курочкин и Иван Орлов занимают на руднике по своим стахановским достижениям первое место. Соревнуясь между собой, они ежедневно оспаривают первенство. Случается так: сегодня впереди Курочкин, а завтра его обгоняет Орлов, послезавтра Курочкин опять выходит на первое место. И никто из них не обижается на другого, ибо знают, что от соревнования в выигрыше оказывается рудник. Оба стахановца — большие друзья. Они частенько советуются по делам производства.
Ив. ЮХНОВ.
Сарановский рудник.