Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Первый с’езд учителей Молотовской области

Газета «Звезда» №5 от 07.01.1945
Текст документа:

Первый с’езд учителей Молотовской области

ФОТО

Слева—делегаты первого с’езда учителей Молотовской области, награжденные орденами и медалями Советского Союза (слева направо) внизу—Е. А. Ждановских и А. Н. Южакова; вверху—Е. Н. Златина, А. И. Серебренникова и Р. Г. Соколова. Справа—зал заседаний.

Фото М. Попова.

Вчера областной с’езд учителей продолжал свою работу. Первым выступил с докладом «О преподавании отечественной истории и воспитании советского патриотизма» доктор исторических наук профессор Г. А. Замятин.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция составила новую эру в русской исторической науке, — говорит профессор Замятин, — применение марксистско- ленинского метода дало ей твёрдую научную основу. В СССР победил марксизм — «единственное научное понимание» истории, по замечанию Ленина. Публикация ряда новых, недоступных при царском режиме источников, открыла перед исторической наукой новые горизонты. Положено начало изучению истории отдельных народов нашего Союза.

Великая Отечественная война против фашистских захватчиков вызвала новый под'ем исторических наук в СССР. Теперь особое внимание обращено на разоблачение фашистской идеологии, на изучение истории дипломатии и международных отношений, на военную историю, на славнее образы наших великих предков.

Великая Отечественная война вызвала в советском народе невиданный патриотический под’ем. Сейчас, когда война идет к победоносному концу, особенно важно, чтобы все советские граждане ясно видели источники, обеспечивающие победу над фашизмом.

Строя свое преподавание истории на принципах марксистско-ленинской исторической науки, преподаватель обязан показать, что весь исторический процесс представляет не что иное, как борьбу классов развивающихся, прогрессивных, с классами отживающими, реакционными. Соблюдая полную об'ективность, учитель должен умело связывать события прошлого и настоящего. Умелое сопоставление прошлого с современностью не только оживляет преподавание, но усиливает интерес к истории и, вместе с тем, учит лучному пониманию текущих событий. В курсе Отечественной истории должны быть выделены из обширного материала и подробно изложены темы, помогающие понять нынешнюю войну, темы, посвященные истории освободительных войн, героизму нашего народа. Благодарный материал представляют темы, рисующие роль отдельных прогрессивных личностей.

Программа изучения героического прошлого нашей Родины дана товарищем Сталиным в речи 7 ноября 1941 года: «Пусть вдохновляют вас в этой войне мужественные образцы наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова».

После войны 1812 года великий русский народ вместе с братскими народами вновь воспринял героические традиции своих предков в борьбе с оккупантами в 1918 году. Стратегическому искусству величайшего стратега и тактика пролетарской революции и полководца в годы гражданской войны товарища Сталина необходимо на занятиях по истории посвящать особую тему, чтобы показать основные черты пролетарской стратегии и ее неизмеримые преимущества. Учащихся школ нашей области необходимо ознакомить с полководческим искусством товарища Сталина в частности на примере ликвидации «Пермской катастрофы».

Великая Отечественная война явилась серьезным испытанием для Советского Союза. Но она вызвала невиданный под’ем патриотизма. В войне раскрылись все лучшие качества народов Советского Союза. Бойцы Красной Армии дают бесчисленные примеры глубокой преданности Родине, образцы мужества и отваги. Героизм в Красной Армии — массовое явление. Известно, что на 1 декабря 1944 года свыше 3 миллионов бойцов и командиров награждены орденами и медалями, высокое звание Героя Советского Союза присвоено шести тысячам советских воинов.

Правнуки суворовских чудо-богатырей, ставшие в результате победы Октябрьской Социалистической Революции настоящими хозяевами своей страны, во много раз превзошли своих предков в боевых подвигах. Партия Ленина—Сталина и лично товарищ Сталин создали великую героическую Красную Армию. Она отстояла Родину от фашистских захватчиков, окончательно ликвидировала угрозу порабощения народов СССР.

Рассказы о подвигах героев Красной Армии, о подвигах наших земляков-молотовцев на фронтах великой Отечественной войны могут иметь для учащихся наших школ большое воспитательное значение.

После доклада профессора Замятина с’езд посетила делегация завода имени Молотова. От коллектива рабочих, инженерно-технических работников и служащих орденоносного завода с приветственным словом выступает тов. Баталов. Под шумные аплодисменты он поздравляет с высокими правительственными наградами учителей — лучших мастеров педагогическою труда.

Тов. Баталов выражает надежду, что учителя приложат все свои силы для того, чтобы воспитать молодое поколение так, как требует этого советский народ, наша партия, наш вождь и лучший учитель товарищ Сталин.

Слово предоставляется доктору филологических наук, профессору Е. А. Боголюбову для доклада о воспитательном значении художественной литературы.

Литература великого русского народа вобрала, впитала в себя все богатство нашего прошлого и настоящего, и глубокое чувство родной природы, и народную доблесть, и народный оптимизм, и могучие дерзновенные порывы народного духа—она тесно срослась со всей жизнью народа. В ней нашли яркое выражение высокие идеалы национальной чести и достоинства, великого уважения к труду и трудящимся, глубокое проникновение в самое сердце народа и умение думать его думой, неустанное искание социальной правды, страстное стремление вперед, глубокое уважение к человеческой личности и героическая защита ее прав.

Эта коренная и главнейшая черта нашей литературы—ее тесная сращенность с народной жизнью, народность в широком и подлинном смысле слова—составляет ту основу, которой об’ясняются все другие ее особенности.

Наша литература, правда, не чуждалась даже в пору своей полной зрелости мирового художественного наследия, доказав этим, что ничто человеческое ей не чуждо. Она охотно и смело, усваивала то прогрессивное и ценное, что находила в содержании и в формах других литератур. Но в то же время она отнюдь не повторяла рабски путей развития мировой литературы, а шла собственной дорогой, обогащая литературу всего мира высокооригинальным и полноценным художественным вкладом.

Все эти замечательные черты и величие освободительной традиции нашей классической литературы нашли свое блестящее развитие в литературе советского периода. Советская литература неразрывно связала свою работу с делом трудового народа и служит его выразителем.

Вооруженная принципами большевистской партийности, она вдохновляется великими истинами и перспективами ленинско-сталинского учения и поэтому она стала самым передовым в мире отрядом искусства, воспитывающим читателя в духе идей коммунизма. Иногда мы слышим упреки, что наша литература не поспевает за ходом бурного социалистического строительства и не показывает все наличие и потрясающий героизм нашего дела. И эти упреки понятны, как проявление нетерпеливого желания видеть всю полноту нашей жизни, отраженной в зеркале искусства. Но в то же время было бы неверно и несправедливо не видеть, какую громадною работу по пропаганде наших идей провела советская литература через произведения Горького, Маяковского, Николая Островского, Серафимовича, Шолохова, Толстого, Фадеева, Фурманова, Тихонова, Корнейчука, Симонова, Суркова, Твардовского, Горбатова, Василевской и десятков других поэтов и прозаиков. Сколько сотен тысяч советских юношей и девушек испытали обаяние созданных советскими писателями образов героев большевистской борьбы и правды.

Голос писателя — великий голос в нашей стране. Но кто доведет этот голос до самой глубины и толщи нашего населения? Это должен сделать учитель, это должен сделать политпросветработник.

Нужно, прежде всего, чтобы сам учитель горел огнем большого творческого воодушевления. Нужно, чтобы мы сами страстно хотели участвовать в нашей борьбе за Родину против фашизма, чтобы мы испытывали настоящее большевистское горение в нашей работе. Тогда мы донесем истинную правду большевистского дела до ума и до сердца каждого из наших учащихся.

С большим вниманием участники с’езда заслушали доклад профессора В. А Кондакова «Преподавание географии и воспитание любви к Родине и своему краю».

Докладчик, приводя яркие примеры развития географической науки в нашем советском социалистическом государстве, сказал:

— На карте Советского Союза нет больше белых пятен. Огромные пространства нашей страны изучены, исследованы советскими географами. Особенно большая работа проведена за время великой Отечественной войны.

География дает нашим ученикам понятие о Родине, о ее широких просторах, о ее богатствах, развивает чувство гордости, чувство любви к своему Отечеству.

После пятнадцатиминутного перерыва председательствующий об’явил, что участников первого с’езда. учителей пришла приветствовать делегация научных работников г. Молотова. При появлении делегации раздались бурные аплодисменты всего зала.

Слово предоставляется ректору госуниверситета доктору химических наук, профессору Мерцлину, который говорит о трудностях и ответственности роли советского учителя, об огромном доверим, которым пользуется учительство у нашего народа.

— Трудна, но благородна ваша работа, за вашей спиной десятки, сотни, а у некоторых тысячи воспитанников, истинных героев, патриотов Родины. Разве не вы воспитывали чувства советского патриотизма!

После произнесения профессором Мерцлиным здравицы в честь советского учительства, раздается голос с места:

«Да здравствуют учителя учителей—советская профессура!» (Бурные аплодисменты. Все встают).

В конце дневного заседания с’езда открылись прения по докладам. Всего выступило 11 человек— тт. Василькова (Верхние Муллы), Фирсова (г. Молотов), Чикулаева (Частые), Коровиченко (Чусовой), Дмитриевская (Молотов), Попов (Кунгур), Багина (Нытва), Бронникова (г. Молотов), Тупицина (Коми- Пермяцкий округ), Ашихмина (Кунгур), Плюснин (Добрянка).

На этом закончилось дневное заседание с’езда.

* **

Вечернее заседание открыл председатель Молотовского облисполкома тов. Швецов.

Заседание было посвящено вручению орденов и медалей учителям, награжденным Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей в школах. Вручение наград Президиума Верховного Совета СССР поручил депутату Верховного Совета СССР, секретарю обкома ВКП(б) тов. Н. И. Гусарову.

Тов. Швецов вызывает награжденных.

... Екатерина Алексеевна Будрина—учительница начальных классов Верх-Иньвенской средней школы Коми-Пермяцкого округа, награждена орденом Ленина.

В зале театра взрыв аплодисментов. На сцену выходит старушка и смущенно подходит к столу президиума. Тов. Гусаров вручает Екатерине Алексеевне высокую награду и пожимает руку. В зале долго не смолкают аплодисменты. Когда они прекращаются, тов. Будрина произносит слова благодарности:

— Я благодарю партию и правительство и нашего дорогого товарища Сталина за такую высокую награду.

В зале снова овация.

Следующей получает высокую правительственную награду—орден Ленина — учительница начальных классов Рождественской средней школы, Нердвинского района Мария Яковлевна Крутиховская. За ней получают ордена другие награжденные. Всех их горячо приветствуют делегаты, встречая и провожая бурными рукоплесканиями.

Получая ордена и медали, каждый награжденный произносит теплые, задушевные слова благодарности партии, правительству, любимому Сталину, обещает не жалеть сил для дальнейшей работы на ниве просвещения.

После вручения наград Н. И. Гусаров, по поручению Президиума Верховного Совета СССР и лично Михаила Ивановича Калинина, поздравил награжденных и пожелал им дальнейшей плодотворной работы по воспитанию молодого поколения.

На этом закрылось вечернее заседание. Сегодня с’езд продолжает свою работу.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Молотов