Здесь делают ордена
Поздней осенью 1941 года неподалеку от Молотова приземлился «Дуглас». Он прилетел из осажденного Ленинграда. И все пассажиры были ленинградцы, рабочие монетного двора. Правительство послало их на Урал с большим и ответственным заданием: наладить в Краснокамске производство орденов н медалей великой Отечественной войны. После напряженных фронтовых будней в героическом городе предстояла напряженная работа в необычных условиях в далеком уральском городке.
Это были сильные духом люди, мастера своего дела, большие знатоки, а некоторые из них опытные организаторы. Но, казалось, что они могут сделать, если кроме малоприспособленных цехов в их распоряжении ничего не было. Оборудования: штамповальных и прокатных станков, копировальной машины— еще не было и никто не мог скатать, даже приблизительно, когда оно будет.
Однако, нельзя было терять время—ни одного дня, ни одного часа. Нельзя было просто сидеть и ждать. У этих людей были умелые руки и богатая инициатива. Им дано было правительственное задание. И с первых же дней ленинградцы взялись за дело, взялись горячо, с азартом. Цехи приводились в порядок. В них появились верстаки. Началось спешное сооружение вагранок. Было сделано много другой работы.
Но надо было думать о кадрах, о настоящих квалифицированных монтировщиках, эмальерах, позолотчиках. Из старых были только прилетевшие на «Дугласе». Остальные продолжали работать и воевать в Ленинграде. И краснокамцы, которые с большой любовью и теплотой встретили гостей, которые уже оказали им серьезную помощь в изыскании кое-какого оборудования, помогли им и в этом вопросе. Начался подбор юношей и девушек для обучения новому сложному искусству, обучения неизвестным в этих местах профессиям. Отбирали строго и тщательно. Нужны были не только сметливые, но и предельно честные люди. Обучали их заботливо и быстро.
Так начиналась новая жизнь монетного двора.
С тех нор вот уже на протяжении трех лет он выпускает свою чудесную продукцию. Десятки тысяч офицеров и бойцов Красной Армии, тысячи тружеников тыла, сотни генералов и адмиралов носят на своей груди ордена, сделанные любовными руками людей Краснокамского монетного дворе, созданные талантом его изобретателей. Изменился облик завода. Замечательными машинами оснащены его цехи. Вырос новый энергичный коллектив. Те, кто в первые дни только переступили здесь порог, стали опытными мастерами дела. А во главе коллектива, его ведущий кадровый костяк, вожаки молодых рабочих—все та же группа зачинателей. Начальнику цеха Прокофьеву, этому волевому человеку, заражавшему всех своим трудолюбием и энергией, принесшему с фронта непоколебимую твердость в достижении намеченной цели, принадлежит заслуга организации штамповочного цеха. Уже здесь на новом месте за его большой труд, равный подвигу на фронте, правительство наградило его орденом Красной Звезды.
Одной из первых на монетном дворе была оборудована мастерская для художника-гравера Тульчинского. Самуил Львович тоже один из первых пассажиров «Дугласа». Он оставил в блокированном Ленинграде много личных вещей, но не расстался с ценнейшим инструментом, который привез с собой.
Тульчинский— мастер особого, высокого класса. Более 30 лет отдал он граверно - медальерному искусству. Невозможно было бы так быстро освоить изготовление ряда сложнейших орденов, не будь на монетном дворе этого человека. Так говорят руководители завода. Такого мнения и на других монетных заводах Союза, для которых Тульчинский также изготовляет инструменты—штампы. Эти штампы очень сложные. И вся работа Тульчинского очень тонкая, скрупулезная,а личное его искусство, как художника, в буквальном смысле слова, уникально.
На монетном дворе было получено важное правительственное задание: освоить изготовление орденов Суворова, Кутузова, Александра Невского и Отечественной войны. Дни и ночи Самуил Львович проводит за верстаком в своей маленькой граверной. Дни и ночи творческого напряжения. Мы знаем результат этой работы. Кто видел орден Суворова I степени—орден военной славы наших полководцев—поражен работой художника и долго ею восхищается. Но может быть немногие знают, сколько вдохновения, сколько художественной выдумки, сколько упорства вложено в этот труд. Тульчинский делал один, второй, третий, четвертый варианты ордена. Казалось, он дошел до совершенства. Но ни один из вариантов его не удовлетворял.
И он работал, пока не достиг действительного совершенства, тончайшего сходства скульптурного изображения с эскизом, пока матрица-эталон для изготовления ордена не удовлетворила самые строгие требования художника.
Десятки людей участвуют в изготовлении и монтировании ордена. Десятки людей продолжают и завершают труд, начатый художником. Вот закончена последняя операция. На лучистой платиновой звезде засверкало золотое скульптурное изображение Суворова. Через некоторое время этот орден украсит грудь еще одного героя, генерала.
Тульчинский прошел большую жизненную и трудовую школу. Много лет он работал в мастерских Всесоюзного художественно-технического института, выполнял тончайшие художественные орнаменты на хрустальных вазах, работал на меди и т. п. Десятилетнее пребывание на монетном дворе Тульчинский посвящает целиком граверно-медальерному делу, создает целую серию медалей, отражающих великую советскую эпоху, затем работает над орденами и в этом достигает непревзойденных результатов. Уже в Краснокамске за работу в период Отечественной войны Самуил Львович награждается орденом Трудового Красного Знамени.
Тульчинский—это старая гвардия монетного двора, один из лучших, но немногих ее представителей. А вот молодежи здесь очень много— 70 процентов. И она заслужила тогo, чтобы рассказать о ее простых, но хороших делах, о будничной не заметной доблести этих юных эмальёров, монтировщиков, позолотчиков, оксидировщиков.
Ирина Мишкевич стала опытной монтировщицей в течение последних лет. Она занята на самых ответственных и сложных орденах. Но она успевает обучать и других. И на ее счету уже 15 обученных и воспитанных монтировщиков. Высококвалифицированным мастером является и эмальёрша Чинокаева Она тоже из молодого поколения. Однако и она уже обучила своему искусству 12 человек.
Бригада монтировщиков, руководимая энергичной и инициативной девушкой Блохиной, каждый месяц дает высокие показатели. А в декабре каждый член бригады, изготовляя значки «Лауреат Сталинской премии» (здесь называют это трудоемкой работой), выполнял по четыре нормы.
Браковщица позолотной мастерской Валя Щербакова не только браковщица. Она и сама большой мастер позолотного дела. И всегда найдет время, чтобы оторваться от своих обязанностей и помочь позолотчикам.
Штамповщица Файсханова только за последние три месяца получила несколько благодарностей. Все знают трудовые заслуги этой девушки она постоянно выполняет по две нормы.
И можно назвать еще много таких имен.
Каждый орден люди монетного двора изготовляют с большой любовью и каким-то радостным под’емом. Но один орден вызвал у всего коллектива особые чувства, особую теплоту. Однажды стало известно, что монетный двор должен освоить изготовление ордена «Мать-героиня». Это был большой праздник для всех. И все поголовно из’явили горячее желание участвовать в этой почетной работе.
— Пожалуйста, не забудьте меня включить,—обращались десятки людей к начальнику цеха, к директору завода, к парторгу.—Меня уж обязательно поставьте на эту работу.
И те, кому выпало счастье изготовлять орден «Мать-героиня», делали это с такой любовью, с такой
нежностью какой вообще окружают имя матери в нашей стране, делали с исключительной ревностью и старанием. Ни на одном производственном этапе работа, связанная с изготовлением этого ордена не задерживается. Монтировщики Живайкин и Шамарин (первый комсорг цеха, а второй—профорг) за 25 дней декабря сделали столько экземпляров ордена «Мать-героиня», сколько при обычных темпах надо бы делать несколько месяцев. Каждый день они выполняли по 5—6 и больше норм.
* * *
Монетный двор, которым руководит сейчас энергичный и инициативный инженер тов. Бондаренко каждый месяц перевыполняет государственные задания. Правда, в течение нескольких месяцев в 1944 году коллектив отставал, но начиная с октября, он вновь твердо шагает вперед, работает ритмично. Каждый месяц здесь растет производительность труда, все меньше и меньше становится людей, не выполняющих нормы, и это особенно показательно в условиях предприятия, где большинство профессий уникально. Каждый месяц совершенствуются на заводе рабочие процессы. Раньше некоторые Ордена (например, орден Александра Невского) изготовлялись из 5—6 отдельных частей. Сейчас этот орден делается цельно-штампованным. На заводе больше 30 фронтовых бригад. Наряду со старыми кадровиками работающая в этих бригадах молодежь составляет золотой фонд предприятия.
Недавно монетный двор завоевал переходящее Красное Знамя горкома ВКП(б) и горисполкома. Коллектив завода делает все, чтобы не отдать этого знамени никому.
В. РЯБЧЕНКО
Бор. СТЕРН.