Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Симфонические концерты

Газета «Звезда» №21 от 31.01.1945
Автор статьи: С. ГИНЦ
Текст документа:

Симфонические концерты

Большим событием музыкальной жизни Молотова являются состоявшиеся в прошедшие два понедельника симфонические концерты, первый из которых был посвящен творчеству Чайковского и второй—Римского-Корсакова. По мысли организаторов—Молотовской государственной филармонии — они должны положить начало целому циклу таких концертов. Это бесспорно, большое, нужное и хорошее дело, если только не остановиться на полпути, чему примеров немало было в прошлой музыкальной жизни города.

Симфонический оркестр, состоящий в основном из музыкантов Молотовского театра оперы и балета, показал в сбоях концертах, что возможность организации симфонического цикла у нас безусловно есть, не говоря уж о том, что Молотов никак не избалован этого рода музыкой, потребность в которой' большая.

В программе первого концерта были произведения Чайковского. Оркестр взялся за то, чтобы показать наиболее сложную и глубокую из симфоний Чайковского — Шестую. Она была как бы пробным, камнем и для дирижера А. А. Людмилина, и для оркестра в целом. С этим испытанием оркестр справился. Шестая симфония — большой глубины и высокой лиричности произведение нашего великого композитора. Написанное Чайковским незадолго до смерти, оно является как бы обобщением его мыслей о жизни и смерти, о борьбе этих двух начал. Наиболее это сказывается в первой и последней частях, которые, к сожалению, менее удались в исполнении, так-как в них не вскрыта была в полной мере глубина музыкальной мысли, не было достаточного единства звучания оркестра. В противоположность этому очень хорошо прозвучала вторая часть и особенно третья. Дирижеру А. А. Людмилину хорошо давалась патетика музыки. Потому очень сильным и выразительным было исполнение торжественной увертюры «1812 год»—сильное по выражению мощи русского оружия и силы Родины, удачное по темпу. В исполнении дуэта «Ромео и Джульетта» чувствовалась способность оркестра к мягкому звучанию к выражению лирики. Участница дуэта Н. Н. Сильвестрова нежно и лирично, провела спою партию, чего нельзя сказать о певшем на этот раз с известным напряжением С. М. Альбирте.

Несмотря на отдельные недостатки, концерт в целом произвел большое впечатление серьезностью исполнения и общей удачей. Испытание оркестр, безусловно, выдержал.

Второй концерт, посвященный творчеству Римского-Корсакова, открылся «Шехерезадой». Чудесная, сказочная, яркая музыка этого программного произведения, требующая для своего исполнения большого мастерства, нашла себе достаточно успешное выражение. Это особенно сказалось во второй и четвертой частях, ярче других выражающих праздничность, радостность, пышный характер «Шехеразады». Восточный колорит, окрашивающий все произведение. также удалось подчеркнуть А. А. Людмилину (дирижировавшему и в этом концерте). На большой высоте стояло и исполнение Антракта к четвертому, действию «Сказки о царе Салтане» и особенно Свадебного -шествия из «Сказки о золотом петушке».

Хороший бас у М. А. Зювакова, спевшего арию Собакина из «Царской невесты» и Арию варяжского гостя из «Садко». Песню индийского гостя из «Садко» и арию Лыкова («Туча ненастная мимо промчалася») из «Царской невесты» спел Б. И. Балашов, в хорошем, чистом и приятного тембра голосе которого хочется больше выразительности и интонационного разнообразия.

Таким образом, и второй концерт показал, что организация филармонией симфонических концертов дело жизненное и безусловно стоящее систематического продолжения.

С. ГИНЦ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Концерт