Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Выдающийся русский патриот и мыслитель

Газета «Звезда» №22 от 02.02.1945
Автор статьи: Я. БЕТЯЕВ
Текст документа:

Выдающийся русский патриот и мыслитель

К 75-летию со дня смерти А. И. Герцена

История освободительной борьбы русского народа, история развития русской культуры знает целый ряд выдающихся деятелей, имена которых передаются из поколения в поколение к проносятся через десятилетия и века. Мужественный образ великих предков вдохновляет людей современной эпохи на беззаветный героизм, труд и искания во славу своей Отчизны, своего народа.

Одним из таких выдающихся сынов русского народа является Александр Иванович Герцен, умерший 21 января 1870 года в Париже, вдали от любимой Родины, вдали от своего народа, близких и друзей.

Рано проснулось у Герцена чувство глубокой искренней любви к своей Родине и русскому народу. 16-летним юношей на Воробьевых горах в Москве он вместе со своим другом Огаревым поклялся отдать свою жизнь и силы на службу Родине, народу.

Будучи студентом Московского университета, он за организацию студенческого кружка, резко оппозиционного к царскому режиму, подвергся аресту и ссылке в Вятку. Возвратившись через несколько лет из ссылки, Герцен примкнул к кружку Белинского и Огарева. Вскоре он был снова арестован и сослан в Новгород.

В январе 1847 года Герцен выехал за границу. Революция 1848 года застала его в Италии и зажгла в нем самые яркие надежды. Он поспешил в Париж и принял активное участие в революции. Когда царское правительство узнало об этом, оно наложило секвестр на недвижимое имущество Герцена и предложило ему немедленно вернуться в Россию. Герцен, зная, что ожидает его на Родине, счел благоразумным отказаться от «гостеприимного приглашения». Тогда в августе 1851 года сенат решил: Александра Ивановича Герцена, «лишив всех прав состояния, считать изгнанником навсегда из пределов государства».

Так выдающийся патриот русского народа до конца своих дней был лишен возможности видеть Родину, свой народ.»

***

Герцен вошел в историю, как выдающийся революционер - демократ, как яркий публицист и писатель, как глубокий мыслитель, философ-материалист.

Удивительно богатым и разносторонним был талант Герцена. Будучи большим мастером художественного слова, он с мягким лиризмом и душевной теплотой описывал жизнь русского крестьянина. Как страстный публицист, он поражал своих противников суровым негодованием, сверкающей шуткой и едкой иронией. Как агитатор-трибун, Герцен звал народ на священную борьбу против всех и всяких тиранов. Как мыслитель, он оставил неизгладимый след в истории развития философской мысли в России.

Основной силой, воодушевлявшей Герцена на борьбу, была любовь к Отчизне, к родному народу. Все его мысли и стремления были пронизаны заботой о счастье России, о ее прекрасном будущем. Отвечая одной «русской даме», упрекавшей Герцена за излишнюю «заботу о России» и советовавшей ему думать лучше о «своей душе», Герцен писал: «Я забочусь о России, потому что не могу не заботиться о ней, потому что утром просыпаясь и ночью засыпая, невольно думается о России, потому что каждая весть оттуда заставляет биться сердце двойным негодованием или двойной радостью».

В своих художественных и публицистических произведениях Герцен раскрывает характер русского народа. Русский народ, доказывает Герцен, великий, могучий с бесконечным количеством задатков и талантов, с сильной и волевой натурой; и вместе с тем он добр, ласков, застенчив, гостеприимен. Вот русский человек среди разыгравшейся стихии природы, в бурю и шторм,— посмотрите, с какой величественной дерзостью и смелостью летит он навстречу опасности... Вот он в праздник идет в компании по улице—пение, бубны, крик, свист, шум и во всем—веселье, сила и удаль, льющиеся через край! «Немцу, — замечает Герцен.—и во сне не пригрезится такого гулянья». И все это наблюдаем мы у русского парода, подчеркивал Герцен, тогда, когда он угнетен, задавлен. Когда же он сбросит с себя пеня неволи и рабства н расцветет во всей юношеской красе и силе, тогда он предстанет перед миром как один из самых могучих, самых передовых и великих народов. «Взглянул бы на тебя, дитя, юношею, но мне не дождаться, благословляю же тебя, хоть из могилы», — писал Герцен, предвидя, что ему не суждено дожить до этих желанных дней.

Герцену-эмигранту принадлежит почин создания бесцензурной русской прессы. Он первый обратился к «братьям на Руси» с вольным словом, с призывом на борьбу против самодержавия и крепостничества. Сам Герцен так характеризовал свою роль: «Мы—крик русского народа, битого полицией, засекаемого помещиками... Мы—книгопечатальщики значительной части людей, страдающих в России».

Звуки герценовского «Колокола» разносились далеко над безбрежными просторами родной страны, будили в ней все живое и прогрессивное, звали вперед, против старого реакционного — за новое и передовое. Развернув революционную агитацию, Герцен нарушил рабье молчание, поднял знамя революции, вдохновил на борьбу революционеров-разночинцев.

Самым жгучим вопросом жизни России и период деятельности Герцена было устранение крепостнического гнета. И Герцен со всей силой своего публицистического таланта выступил за освобождение крестьян вместе с землею, за уничтожение телесных наказаний, за установление гласности в суде и свободы печати. Свою борьбу против крепостнического строя Герцен связывал с идеями социализма.

Хотя его социалистические взгляды были разновидностью домарксовского социализма и были далеки от научного коммунизма, все же они существенно отличались от воззрений не только эпигонов западно-европейского утопического социализма, но и его основных представителей. Если великие социалисты-утописты Запада—Сен-Симон. Шарль Фурье и Роберт Суэн — отрицали революционный путь переделки общественных отношений и единственным средством преобразования общества считали воспитание и нравственное усовершенствование людей, то Герцен считал одним из основных средств перестройки общества революционную борьбу. «Социалисту в наше время нельзя не быть революционером»,—писал Герцен.

Идейную общность с социалистами-утопистами Герцен в наибольшей степени обнаружил, высказываясь о способе освобождения крестьян. Ои обращался к русским дворянам и царю с призывом самим освободить крестьян, чтобы избежать кровопролития. Главное, говорил Герцен, освободить крестьян с землею, а какими средствами—об этом спорить не будем. Таким образом, он придерживался того мнения, что революционный путь переделки общественной жизни — не единственный, что наряду с ним существует путь «бескровных переворотов», путь реформ.

После поражения во Франции революции 1848 года Герцен пережил духовную драму, впал в скептицизм, проявил колебания. Но «при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх». (Ленин).

Скептицизм Герцена не был отказом от участия в общественно-политической деятельности. Он вернулся к народу, к демократии, к рабочему люду. Вернулся, как он сам говорил, «состарившимся и израненным», но честно сохранившим свое знамя. «У Герцена,—отмечает Ленни, —скептицизм был формой перехода от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к суровой, непреклонной непобедимой классовой борьбе пролетариата».

Под конец своей жизни, ведя борьбу против анархизма Бакунина, Герцен обратил свои взоры к пролетарскому Интернационалу, руководимому Марксом. Он пришел к выводу, что этот Интернационал начал собирать полки пролетариата и добиваться «своего устройства и своих прав помимо капиталистов и собственников». Международные рабочие организации, говорил Герцен, «составят первую сеть и первый всход будущего экономического устройства», ибо «ясно видим, что дальше дела не могут идти так, как шли, что наконец, исключительному царству капитала и безусловному праву собственности также пришел конец, как некогда пришел конец царству феодальному ц аристократическому».

С исключительным вниманием следил Герцен за деятельностью Первого Интернационала и его конгрессов, подчеркивал все возрастающую роль международных с’ездов рабочих. Он приветствовал проникновение идей Маркса в Россию и с радостью отмечал, что русские люди не стояли в стороне от рабочего движения.

***

Герцен был не только выдающимся революционным демократом, отдавшим все своя силы на дело борьбы против крепостничества и самодержавия, но и глубоким мыслителем, философом- материалистом. Он сделал ценный вклад в развитие русской классической философии. Имя его стоит в ряду имен великих русских мыслителей, как Ломоносов, Радищев, Белинский, Чернышевский, Добролюбов и Писарев.

По своим философским взглядам Герцен является убежденным материалистом, активным борцом против всех форм и видов идеализма и суеверия «Везде, во всем, всегда быть со стороны воли против насилия, со стороны разума против предрассудков, со стороны науки против изуверства, со стороны развивающихся народов против отстающих правительств. Таковы общие догматы наши», писал Герцен.

Как активный представитель передовой науки своего времени, ее смелый защитник и пропагандист, он подверг суровой критике немецкую идеалистическую философию и вплотную приблизился к диалектическому материализму Маркса.

В философии Гегеля Герцен вскрыл как прогрессивные, так и реакционные ее стороны. Герцена не удовлетворял идеалист Гегель, который держался в кругу отвлечений, был «страшно далек от жизни», от опыта, от практических вопросов дня. По мнению Герцена, задача философов заключается не в том, чтобы выводить безжизненные, абстрактные формулы, а чтобы правильно сочетать опытные данные с теоретическим обобщением и на этой основе строить философское здание. Философская система должна служить опорой в борьбе за счастье народа, за дальнейший прогресс науки.

В. И. Ленин высоко оценивал философские работы Герцена. В крепостной России 40-х годов XIX века Герцен, по мнению Ленина, «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Ленин говорил, что Герцен «даже теперь (т. е. в 1912 г. Я. Б.) головой выше бездны современных естествоиспытателей — эмпириков и тьмы тем нынешних философов, идеалистов и полуидеалистов. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом».

В грозные дни Великой Отечественной войны с особой силой звучат слова Герцена о немцах и их угрозе славянским народам.

Великий революционер-демократ, глашатай передовой натки во всей своей литературно-публицистической деятельности с негодованием бичевал немцев за их солдафонское высокомерие, за их ненависть и вражду к славянским народам, за их реакционный национализм, за их «ревнивую ненависть к России и злопамятную зависть к Франция». Все они, говорил Герцен, «бредят о том, чтобы быть сильным государством», а сильное государство они хотят «не для своего освобождения.... а с агрессивной целью». Задолго до наших дней Герцен говорил, что в вековечной борьбе немцев против славян и народов России Германия будет разгромлена и будущее славянских народов разовьется в их братском единении, содружестве и взаимной помощи. В этой великой освободительной борьбе славянских народов особо почетное место, по мнению Герцена, займет великий русский народ.

«Вне России,—заявляет писатель, —нет будущности для славянского мира, без России он не разовьется, он расплывется и будет поглощен германским элементом, он сделается австрийским и потеряет свою самостоятельность. Но не такова, по нашему мнению, его судьба, его назначение».

Александр Иванович Герцен принадлежит к фаланге блестящих предшественников русской социал-демократии. Ленинизм, как высшее достижение русской культуры и величайшее идейное оружие современности, опирается на все передовое и революционное в развитии всей мировой культуры. Ленинизм воспринял и развил передовые идеи великих русских мыслителей и борцов XIX века. В работе «Детская болезнь, «левизны» в коммунизме» В. И. Ленин писал: «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы».

К великим людям России XIX века, жадно искавшим передовую революционную теорию, принадлежал и Герцен, который по выражению Ленина, сыграл «великую роль в подготовке русской революции... он боролся за победу народа над царизмом» он поднял знамя революции».

Великий пропагандист передовой науки, пламенный патриот своей Родины. Герцен сегодня вместе с нами ведет борьбу против реакционного фашизма, за независимость и счастье нашей Отчизны.

Я. БЕТЯЕВ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: патриотизм