Международный обзор
За истекшую неделю внимание всего мира попрежнему было приковано к гигантскому наступлению Красной Армии, продолжающей развивать свои операции с невиданной еще в истории стремительностью и силой. Уже в первые две недели наступления советские войска уничтожили и взяли в плен почти 400 тысяч гитлеровцев, а также захватили богатые трофеи. В результате трехнедельных боев коренным образом изменилась обстановка на фронте. Красная Армия отрезала Восточную Пруссию от остальной Германии, вторглась в Верхнюю Силезию, в Померанию и Бранденбург. Сейчас наши войска находятся на подступах к Франкфурту на Одере, расположенному менее чем в 70 километрах от столицы фашистского логова—Берлина. Наступление Красной Армии, пишет канадская газета «Трибюн», поставило Германию перед лицом поражения.
Продолжая наступление широким фронтом, советские войска продвигаются все дальше в глубь Германии, занимая сотни немецких городов и тысячи других населенных пунктов. Германия лишилась богатейших промышленных и сельскохозяйственных районов, игравших крупную роль в ее военном потенциале. Один из германских арсеналов, находившийся в восточных районах страны, перестал снабжать гитлеровскую военную машину важнейшими видами вооружения и сырья.
Победы Красной Армии являются тем более величественными, что ей на каждом шагу приходится преодолевать не только долговременные укрепления, но и иметь дело с яростным сопротивлением противника.
Многие газеты союзных и нейтральных стран, комментируя блестящие операции Красной Армии, заставившие гитлеровцев прибегнуть к усиленной переброске своих войск с Западного на Восточный фронт, подчеркивают, что сейчас созданы исключительно благоприятные условия для наступления на западе.
Газета «Нью-Йорк геральд трибюн», сообщая о переброске германских войск с запада на восток, пишет: «Это открывает большие возможности армиям, находящимся под командованием генерала Эйзенхауэра». Английская газета «Дейли экспресс» выражает недоумение по поводу того, что союзные войска не ринулись в пустое пространство», образовавшееся в результате снятия с Западного фронта многих германских дивизий-.
* * *
Стремительное наступление Красной Армии вызвало смятение и неописуемую панику в гитлеровской Германии. Этому, впрочем, не приходится удивляться, если учесть, что еще совсем недавно, в декабре и даже в начале января, гитлеровская печать и радио были заполнены победными реляциями о наступившем якобы переломе на Западном фронте и скором германском наступлении на Восточном фронте. Газета «Фелькишер беобахтер» писала тогда о намерении Германии «диктовать закон действия». Сейчас гитлеровцы уже говорят о «критическом положении», в котором оказалась Германия, о том, что «на карту поставлено все, что есть у немцев». Гитлеровское агентство Трансоцеан уныло признает: «Нам пведстоит увидеть новые отступления германской армии... Мы не должны строить иллюзий». Высшие германские сановники бегут из Берлина в Мюнхен и другие города. Из столицы эвакуированы многие- министерства, продолжается эвакуация многочисленных организаций и учреждений. Миллионы беженцев создают заторы на транспорте, поезда берутся приступом, дороги забиты эвакуирующимися. Весьма симптоматичной является последняя статья Геббельса в «Дас рейх», в которой он вынужден признать, что «развитие событий на востоке приняло драматический характер... Немецкий народ, покинутый почти всеми своими союзниками в Европе, стоит на одиноком посту»...
* * *
По мере приближения окончательного разгрома гитлеровской Германии печать и общественность демократических стран все больше уделяет внимания вопросу о привлечении к ответственности военных преступников, их наказании и пресечении подрывной деятельности гитлеровской агентуры во всех ее разновидностях. В этой связи весьма поучительным является закон-пившийся на-днях в Софии процесс над главными сподручными Гитлера в Болгарии. Событие привлекает тем большее внимание, что это, по сути дела, первый крупный процесс против преступников нынешней войны.
Перед болгарским народным судом предстали главари, творившие совместно с гитлеровцами, чудовищные преступления в Болгарии. Это—бывшие регенты, министры, царские советники, депутаты так называемого «парламента», в котором господствовали фашисты. В угоду гитлеровской Германии они не останавливались ни перед чем. Они вонзили нож в спину югославского и греческого народов, послав против них экспедиционные войска. Они об’явили войну Англии и Америке, систематически выступали с провокациями против Советского Союза, усердно готовясь к войне с советским народом. Вместе с гитлеровскими разбойниками они грабили болгарский народ, истребляли лучших его представителей, — активных участников борьбы против фашистского засилья.
Суд, продолжавшийся свыше месяца, вскрыл мерзкие преступления всей этой шайки гитлеровских агентов. Суд приговорил главных военных преступников к расстрелу и конфискации имущества. Часть обвиняемых приговорена к пожизненному тюремному заключению пли другим мерам наказания. Весь болгарский народ воспринял это решение с глубоким удовлетворением. Об этом свидетельствуют многолюдные митинги, горячо одобряющие решение суда и требующие розыска и привлечения к ответственности всех укрывающихся еще преступников. Приговор болгарского народного суда в Софии, несомненно, также будет встречен с удовлетворением народами всех демократических стран, борющихся за разгром гитлеровской Германии и полное искоренение фашистской нечисти.
* * *
Как известно, под давлением реакционных советников югославский король Петр выступил против заключенного между маршалом Тито и главой югославского правительства Шубашичем соглашения, посвященного вопросам государственного устройства Югославии. Как известно, это соглашение было одобрено демократической общественностью в Югославии. После многочисленных митингов и демонстраций, на которых югославский народ осудил действия короля, а также после критики по его адресу во многих союзных странах, король счел необходимым отказаться от занятой позиции. Вслед за чисто формальной отставкой Шубашича последнему король тут же поручил формирование нового правительства и одобрил решение о создании регентского совета. Он подписал также декларацию о передаче королевской власти регентскому совету до тех пор, пока конституционная ассамблея не примет соответствующего решения. Это решение короля было одобрено правительством. Таким образом, повидимому, провалилась попытка реакции столкнуть Югославию с демократического пути.
И. ЛИПИЦКИЙ.