О ремонте машинно-тракторного парка и мерах организационно-хозяйственного укрепления МТС
Постановление XVI пленума Молотовского обкома ВКП(б) по докладу тов. Гусарова 25—27 января 1945 года
Во время войны, когда количество тягловой и рабочей силы в деревне резко сократилось, МТС обязаны были значительно усилить свою работу в колхозах, наилучшим образом организовать использование машинно-тракторного парка и добиться максимальной его производительности.
Передовые МТС области, преодолевая трудности военного периода, успешно справляются с возложенными на них задачами, своевременно и доброкачественно проводят тракторные работы и обеспечивают получение в колхозах высоких урожаев.
Однако, большинство МТС области работают неудовлетворительно, не обеспечивают полное и своевременное проведение полевых работ в колхозах, что приводит к снижению урожайности колхозных полей.
I. Итоги работы машинно-тракторных станций
Несмотря на то, что в истекшем году выработка на трактор и об’ем выполненных тракторных работ в целом по области несколько увеличились, машинно-тракторные станции выполнили годовой план только на 83 процента и дали среднюю выработку на трактор—251 гектар. Из 86 МТС области план работ выполнили только 23 МТС.
За время войны об’ем тракторных работ резко сократился и в 1944 году составил лишь 51 % к довоенному 1940 году. Выработка на один трактор снизилась на 115 гектаров.
Снижение производительности машинно-тракторного парка привело к сокращению таких ведущих работ, как под’ем и перепашка паров, вспашка зяби, рядовой посев, от которых прежде всего зависит получение высоких урожаев
Так, в 1944 году тракторная перепашка паров по сравнению с 1940 голом сократилась в три раза, культивация пара—почти в четыре раза, под’ем зяби—более чем в два раза, посев яровых тракторными сеялками—в два с половиной раза и посев озимых—в четыре раза.
Уменьшился также об’ем комбайновой уборки почти в четыре раза, выработка на один комбайн в 1944 готу составила всего лишь 45 га.
Особенно низкую производительность тракторного парка в 1944 году дали Земплягашская, Гондыревская, Ленинская, Подозовская, Очерская, Зотинская, Петропавловская, Б.-Сосновская, Лысьвенская, Кочевская,Юрлинская, Москвинская и Чащинская МТС.
Значительно ухудшилось и качество тракторных работ. Во многих МТС преобладающей стала вспашка на глубину 12—14 сантиметров, без полного оборота пласта, с огрехами и незаделанными концами; культивация производится мелко и зачастую подменяется боронованием: при посеве допускаются мелкая и неравномерная заделка семян и огрехи. Большинство тракторных работ производится с большим опозданием.
Такое сокращение тракторных работ и особенно наиболее важных и ухудшение качества обработки земли во многих районах привели к засорению полей и снижению урожайности.
Ввиду невыполнения планов тракторных работ и низкой урожайности сократился заработок натуроплаты и в 1944 голу МТС области выполнили план натуроплаты лишь на 57%.
Все это явилось следствием того, что областные и районные советские и партийные органы недооценили решающего значения машинно-тракторных станций в сельском хозяйстве и ослабили свое внимание к их деятельности.
Районные комитеты партии и райисполкомы серьезно не вникают в планирование и организацию тракторных работ, не ведут необходимой борьбы с бесхозяйственностью, технической неряшливостью и недисциплинированностью в МТС, не доискиваются действительных причин непорядков в работе машинно-тракторного парка, а занимаются делами МТС случайно и поверхностно.
Пленум обкома ВКП(б) считает, что только на основе решительного улучшения работы МТС возможно добиться получения высоких урожаев, увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур, укрепления и развития колхозного хозяйства, своевременного и полного выполнения колхозами обязательств перед государством и повышения натуральных доходов колхозников.
Пленум обкома ВКП (б) поэтому требует решительно повернуть внимание всех областных и районных партийных, советских и земельных органов к работе МТС, к оказанию им повседневной практической помощи в деле производственного обслуживания колхозов, улучшению технического состояния и эксплоатации машинно-тракторного парка, подбора и обучения кадров.
II. Основные недостатки в работе МТС и меры устранения этих недостатков
1. Одной из основных причин плохой работы МТС является укоренившееся безответственное отношение среди работников МТС к выполнению государственного плана тракторных работ.
Эта безответственность проникла во все звенья МТС Директор, старший агроном и старший механик МТС не осуществляют повседневного контроля за выполнением каждой тракторной бригадой сменных заданий, не выясняют причин плохой работы отстающих бригад и не принимают серьезных мер к устранению недостатков в их работе.
Бригадиры тракторных бригад не (обиваются обязательного выполнения каждым трактористом сменных норм выработки. При такой постановке дела многие трактористы и даже тракторные бригады целыми неделями, из смены в смену, не выполняют норм выработки на своих машинах, и это часто не вызывает никакой тревоги со стороны руководителей МТС.
Некоторые МТС области (Суксунская, Ординская и другие) имеют относительно высокую среднюю выработку на трактор в условной пахоте. Но за этими средними показателями производительности скрывается неудовлетворительное качество работы, мелкая вспашка, подмена настоящей культивации боронованием. сокращение таких важнейших работ, как вспашка и перепашка паров и под’ем зяби.
Пленум обкома ВКП(б) обязывает райкомы партии, райисполкомы и руководителей МТС укрепить государственную дисциплину в МТС, искоренить безответственное отношение к выполнению производственных заданий и добиться того, чтобы борьба за план была основой всей деятельности как МТС в целом, так и каждой тракторной бригады.
Для этого необходимо, во-первых, упорядочить самую систему плакирования тракторных работ. Областной земельный отдел при установлении планов машинно-тракторным станциям должен исходить из необходимости полной загрузки имеющегося в каждой МТС машинно-тракторного парка и максимального использования сил самих колхозов.
Директор и старший агроном обязаны устанавливать тракторным бригадам задания в таком об’еме. который обеспечивал бы. в сочетании с работой живого тягла, полное и своевременное выполнение всех полевых работ в колхозах.
Надо также ввести такой порядок, чтобы каждой тракторной бригаде и трактористу устанавливались не только годовые, но и сезонные и пятидневные задания по видам работ.
Во-вторых, необходимо для улучшения оперативного руководства работой машинно-тракторного парка и контроля за выполнением плановых заданий организовать в каждой МТС диспетчерскую службу. Необходимо, чтобы руководство МТС ежедневно располагало всеми данными о положении пел в каждой тракторной бригаде. Директор МТС обязан по результатам суточной работы машинно-тракторного парка принимать необходимые меры для улучшения работы отстающих бригад.
Поручить областному управлению связи в месячный срок разработать и представить на рассмотрение бюро обкома мероприятия по улучшению телефонной связи МТС с колхозами и тракторными бригадами.
Директор МТС каждую декаду должен проводить оперативные совет вин я бойся пиров тракторных бригад, с обязательным участием агрономов и механиков, об итогах работы МТС за десятидневку и ходе выполнения договоров с колхозами.
Кроме этого пленум считает необходимым установить такой порядок, чтобы правления колхозов и сельские Советы периодически заслушивали отчеты бригадиров тракторных бригад о выполнении производственных заданий и договора МТС с колхозом.
Пленум обкома ВКП(б) обращает внимание директоров МТС, райкомов и райисполкомов на необходимость раннего включения машинно-тракторного парка в весенне-полевые работы, чтобы выиграть лучшие (ранние) сроки сева. Для этого директора МТС, райкомы партии и райисполкомы должны применить всю систему льгот и поощрений трактористов и прицепщиков за работу в первые дни сева.
2. Крупнейшим недостатком в деятельности МТС является то, что многие из них стоят в стороне от производственной жизни колхозов и не осуществляют по-настоящему своей роли государственного организатора и руководителя колхозного производства.
Машинно-тракторные станции самоустранились от работы по составлению производственных и рабочих планов в колхозах и размещению культур по предшественникам и т. д.
Директора и агрономы МТС при лавировании тракторных работ и расстановке тракторов не увязывают использование тракторного парка с силами колхозов, не думают серьезно о том, как и на каких работах лучше использовать тракторы и живое тягло с тем, чтобы во-время и при высоком качестве выполнить все сельскохозяйственные работы в каждом колхозе.
Некоторые руководители МТС, вместо того, чтобы сосредоточить больше внимания на укреплении отстающих колхозов, зачастую уклоняются от работы в этих колхозах.
Многие МТС систематически не выполняют договоры с колхозами, в ряде МТС договоры превратились в формальность и перестали быть основой правильных взаимоотношений с колхозами.
Райкомы партии и райисполкомы не занимаются вопросами укрепления деловых связей между МТС и колхозами, не уделяют внимания выполнению машинно-тракторными станциями и колхозами договорных обязательств и тем по существу потворствуют безответственности в этом деле.
Пленум обкома ВКП(б) возлагает на машинно-тракторные станции ответственность за своевременное и качественное проведение всех сельскохозяйственных работ в обслуживаемых колхозах в соответствии с договором и обязывает руководителей машинно-тракторных станций планировать и организовывать работу тракторов в тесной связи с использованием сил самих колхозов.
Пленум обкома ВКП(б) предлагает райкомам партии и райисполкомам систематически контролировать выполнение машинно-тракторными станциями и колхозами договоров, повысив взаимную ответственность МТС и колхозов.
3. Существенным недостатком в организационном работе МТС является плохая работа советов машинно-тракторных станции.
Советы МТС — исключительно важный орган связи МТС с колхозами и влияния на их производственную деятельность. Между тем советы МТС, которые должны обсуждать основные вопросы работы МТС и колхозов и определять их практические задачи на будущее, в действительности созываются очень редко, подготовляются плохо и в большинстве случаев носят характер совещаний для «накачки» председателей колхозов..
Необходимо, чтобы советы МТС серьезно и заблаговременно подготовлялись и регулярно созывались для обсуждения итогов важнейших сельскохозяйственных кампании и проверки выполнения договорных обязательств, а также для рассмотрения- практических мероприятии по проведению очередных сельскохозяйственных работ и улучшению организации производства и агротехники.
4. Пленум обкома ВКП(б) считает крупнейшим недостатком в работе машинно-тракторных станций отсутствие серьезной борьбы за высокое качество полевых работ и соблюдение агротехники.
Многие руководители МТС беззаботно относятся к качеству тракторных работ и пренебрегают агротехникой. Агрономы МТС не проявляют необходимой требовательности к выполнению установленных правил агротехники.
Они, во- первых, по-настояшему не инструктируют трактористов, бригадиров тракторных и колхозных бригад, как надо правильно обрабатывать почву, производить посев и выполнять другие полевые работы; во-вторых, не предписывают колхозам обязательную агротехнику по каждой культуре и участку и, в-третьих, мирятся с неряшливостью в агротехнике, не бракуют плохо выполненные работы.
Недооценка агротехники тракторных работ привела к тому, что в большинстве машинно-тракторных станций области перестали применять и разорили предплужники, лапчатые культиваторы и многие дисковые сеялки, выбросили и потеряли такие важные приспособления, как цепи-волокуши у сеялок, почвоуглубители и удлинители (перья) у отвалов плугов и т. д. Это даже само по себе не могло не привести к массовым нарушениям агротехники тракторных работ.
Такому ответственному делу, как приемка тракторных работ, не уделяется серьезное внимание и на практике оно превращено в формальность._
Бригадир тракторной и колхозной бригады производит приемку работ не каждый лень, не проверяет глубину вспашки, не обращает внимания на огрехи и плохой оборот пласта. Председатель колхоза подписывает акты на приемку работ без личной проверки их качества. В МТС эти акты агрономом также не проверяются, а лишь механически подписываются директором.
В результате создалось такое положение, когда по актам все значится выполненным на хорошо и отлично, а на самом деле принятые работы произведены некачественно и не обеспечивают высокого урожая.
Пленум обкома ВКП(б). придавая первостепенное значение борьбе за качество работы, требует от райкомов партии, райисполкомов и руководителей МТС решительно повернуть внимание работников машинно-тракторных станций на улучшение качества работ и прежде всего таких, как обработка паров, под’ем зяби и рядовой сев. Не допускать мелкой вспашки, мелкой культивации, мелкой и неравномерной заделки семян и других нарушений агротехники. Обеспечить правильную и строгую приемку работ от тракторных бригад и сурово наказывать бракоделов и работников, побуждающих и потворствующих бракодельству.
Пленум обкома ВКП(б) считает необходимым, в целях борьбы с сорняками в многоземельных районах, всемерное увеличение площадей под черными парами с использование их под яровые культуры.
5. Пленум отмечает, что руководители МТС не уделяют должного внимания укреплению основного производственного звена в МТС — тракторной бригаде.
Тракторные бригады в ряде МТС не укомплектованы постоянными кадрами, не имеют своего собственного минимально необходимого хозяйства (инструмент, ремонтные материалы, хранилища горючего, жилища для трактористов, налаженный учет).
Обслуживание тракторных бригад механиками и агрономами обезличено и носит случайный характер. В тракторных бригадах не ведется надлежащей работы по культурно-политическому воспитанию.
Пленум обязывает директоров МТС решительно укрепить тракторные бригады, сделать их полнокровными производственными единицами. Райкомы партии должны серьезно помочь руководителям МТС внедрить надлежащий порядок в каждой бригаде и организовать в чей массовую политическую работу.
6. В большинстве машинно-тракторных станций укоренилась вопиющая бесхозяйственность в хранении и содержании машин, горючего, запасных частей и материалов. Учет материальных ценностей крайне запушен.
В большинстве МТС машины по окончании полезь, работ не очищаются от грязи, не смазываются, не доставляются на усадьбы МТС и не ставятся в крытые помещения, а оставляются в поле или около колхозных кузниц под открытым небом, растаскиваются и раскомплектовываются.
С этой бесхозяйственностью и бескультурьем свыклись все работники МТС, а также райисполкомы и райкомы партии.
Пленум обкома ВКП(б) расценивает такое отношение к государственной собственности, как расточительство, в категорически требует от директоров МТС, райисполкомов и райкомов партии принять срочные меры к неведению порядка в хранении машин и впредь не допускать такого отношения к народному добру.
Для этого необходимо немедля навести в каждой МТС такой порядок, чтобы машины, инструмент, материалы не валялись где попало, а надежно хранились в надлежащем месте, необходимо также покончить с запущенностью учета в МТС и особенно в тракторных бригадах и кладовых, установить количественный учет запчастей, упорядочить выдачу запасных частей, материалов, горючего и установить персональную ответственность работников за материальные ценности.
Пленум обязывает райкомы, райисполкомы — организовать строительство и оборудование усадеб МТС по примеру колхозов Ногинского района Московской области. Провести собрания в МТС и колхозах по этому вопросу, обсудить меры конкретной помощи МТС в проведении строительства со стороны каждого колхоза с тем, чтобы все МТС в ближайшие два года имели гаражи или сараи для хранения тракторов и сельхозмашин, столовую, общежитие, баню, клуб и другие необходимые помещения.
Пленум Обкома предлагает облземотделу снабдить МТС топовыми проектами на строительство сараев, навесов и других хозяйственных помещений для МТС.
III. О техническом состоянии машинно-тракторного парка и организации его ремонта
1. Машинно-тракторный парк МТС области находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Значительная часть тракторов и сельскохозяйственных машин стала технически запушенной, многие тракторы снизили мощность, а прицепные машины по своему состоянию не обеспечивают доброкачественной обработки почвы.
В большинстве МТС правила технического ухода и эксплоатация не соблюдаются, планово-предупредительный ремонт подменен устранением возникающих неисправностей и аварий. Ввиду этого детали и узлы машин преждевременно изнашиваются. что приводит к снижению мощности трактора и перерасходу горючего и смазочных масел, а также к большим простоям тракторов в поле по технической неисправности.
Особенно небрежно ремонтируются и содержатся системы охлаждения и зажигания, допускается работа тракторов без водяного питания моторов, что приводит к перегреву моторов, массовому растрескиванию сердечников запальных свечей, прогоранию прокладок под головкой' блока и, как следствие, к потере мощности двигателей, преждевременному износу поршней, гильз, подшипников и сгоранию клапанов.
Таким образом, в содержании и эксплоатации машинно-тракторного парка создались нетерпимая техническая неряшливость и бескультурье, упрощенчество в ремонте и эксплоатации, что и является главной причиной больших простоев и низкой производительности тракторов.
Многие руководители МТС не стали замечать всей запущенности Машинно-Тракторного парка и не борются за восстановление мощности тракторов и хорошее техническое состояние машин.
Известно, что восстановить нормальное техническое состояние машинно-тракторного парка можно только доброкачественным проведением ремонта.
Однако, в большинстве МТС области ремонт тракторов и прицепных машин проходит крайне неудовлетворительно. Только 12 МТС выполнили план ремонта IV квартала; также неудовлетворительно проходит ремонт и в январе. На 20 января отремонтировано всего 86 процентов тракторов к государственному плану на этот срок. Особенно отстают в проведении ремонта тракторов Шабуничевская, Ворошиловская, Верещагинская, Путинская, Больше-Сосновская, Зотинская, Лысьвенская, Осинцовская, Судинская, Шерьинская, Черковская, Полозовская, Гондыревская, Чернушинская и Труновская МТС.
В ряде МТС повторяются ошибки прошлых лет, и ремонт производится недоброкачественно, нет технической строгости при приеме моторов, коробки скоростей, промежуточной передачи и дифференциала, плохо и неряшливо ремонтируется ходовая часть, электрооборудование и карбюраторы^
Ремонт в ряде МТС проводится без продуманной четкой организации труда, не ликвидирована еще обезличка в ремонте машин, многие трактористы и бригадиры не участвуют в ремонте своих тракторов, плохо используется оборудование мастерских и совершенно неудовлетворительно осуществляется технический контроль за качеством ремонта.
Пленум обкома ВКП(б) считает, что без успешного проведения ремонта машинно-тракторного парка невозможно действительно улучшить работу МТС, и требует от райкомов партии, райисполкомов и
директоров МТС в кратчайший срок устранить отмеченные недостатки и провести доброкачественно и в установленные сроки капитальный и текущий ремонт тракторов и прицепных машин и к 1 мая 1945 года отремонтировать все моторы комбайнов.
Пленум предлагает директорам МТС поступление тракторов и других сельскохозяйственных машин в ремонт и выход из ремонта осуществлять строго по плану, составленному на основе дефектных ведомостей. Этому плану подчинить изготовление и реставрацию запасных частей в машинно-тракторных мастерских и выдачу из кладовых новых запасных частей.
Директора МТС обязаны правильно организовать труд и ликвидировать обезличку на ремонте тракторов и прицепных машин.
Основная часть ремесла тракторов должна производиться в центральных мастерских МТС силами тракторной бригады; каждый тракторист должен участвовать в ремонте своего трактора и прицепного инвентаря; ремонтные работы, требующие специальных знаний, навыков и умения обращаться со специализированным оборудованием, производить штатными работниками мастерских.
Установить, что ремонт прицепного инвентаря производится также силами тракторных бригад одновременно с ремонтом тракторов.
Пленум обязывает директоров МТС немедля полностью укомплектовать штат механиков и для осуществления технической помощи и контроля за качеством ремонтных работ, а также для технического обслуживания во время полевых работ закрепить участковых механиков за определенными тракторными бригадами не менее, чем на один год.
Пленум обращает особое внимание райкомов ВКП(б), райисполкомов и директоров МТС на повышение требований к качеству ремонта тракторов и сельхозмашин и предлагает им не допускать приемки тракторов и прицепных машин из ремонта при наличии дефектов, без холодной или горячей обкатки, без испытания на мощность и расход горючего.
Пленум вменяет в обязанность государственным приемочным комиссиям при приемке из ремонта проверять каждый отремонтированный трактор с прицепом, испытывать его под нагрузкой и обеспечивать немедленное устранение обнаруженных дефектов в ремонте.
Пленум обкома обязывает директоров МТС, райкомы партии н райисполкомы обеспечить своевременный и доброкачественный ремонт машин, добиться, чтобы в результате каждый трактор и прицепная машина строго соответствовали техническим требованиям, чтобы все тракторы были обязательно оборудованы приспособлениями для подачи воды в цилиндры, чтобы была полностью восстановлена мощность тракторов и обеспечена пригодность прицепного инвентаря для доброкачественной обработки почвы.
2.Наряду с образцовым проведением осенне-зимнего ремонта надо серьезно подготовить необходимую базу и организовать надлежаще техническое обслуживание машинно-тракторного парка в период полевых работ.
Пленум обязывает директоров МТС, райкомы партии и райисполкомы укомплектовать мастерские постоянным составом ремонтных рабочих с тем. чтобы центральные мастерские МТС работали бесперебойно. в две смены и на протяжении всего года быстро и хорошо выполняли заказы тракторных бригад и проводили необходимый ремонт тракторов и прицепных машин; добиться, чтобы каждой бригадой и трактористом строго соблюдались правила технической эксплоатации тракторов и машин, своевременно и тщательно проводились технические уходы.
Надо укомплектовать каждый трактор инструментами, обеспечить каждую тракторную бригаду комплектами с'емников для разборки и сборки тракторов и запасами деталей п материалов, необходимых для проведения технических уходов.
Райкомы партии и райисполкомы должны систематически проверяв организацию технических уходов, решительно бороться со всякими нарушениями в этом деле и добиться, чтобы проведение технических уходов было действительно нерушимым правилом эксплоатации машин.
3.Необходимо повысить роль и ответственность механиков за техническое состояние и работу машинно-тракторного парка.
Пленум считает необходимым создать небольшие участковые мастерские с постоянным составом ремонтных рабочих, обеспечить эти мастерские простейшим оборудованием и инструментом, запасными частями п материалами и организовать дело так, чтобы 5-й и 6-й техуходы и текущий ремонт тракторов проводились в участковых мастерских.
Участковые механики должны систематически проверять работу тракторных бригад и своевременно оказывать им необходимую техническую помощь.
Необходимо освободить от посторонних обязанностей старших механиков МТС, не допускать использования их в качестве экспедиторов по доставке запасных частей и упорядочить их работу с тем, чтобы они стали настоящими техническими руководителями МТС.
Поручить облземотделу разработать, а областному издательству издать памятки и инструкции по техническому уходу по реставрации детален, по приемке тракторов и сельхозмашин из ремонта, по работе участковых механиков и "бригадиров тракторных бригад.
IV. О помощи городских парторганизаций и промышленных предприятий машинно-тракторным станциям
Пленум обкома ВКП(б) считает, что улучшение работы МТС является кровным делом всей областной партийной организации.
Для коренного улучшения работы машинно-тракторных станций, повышения их политической роли и влияния на селе необходимо повернуть внимание всех партийных организаций области на оказание машинно-тракторным станциям необходимой организационной и материально-технической помощи.
Следует иметь в виду, что без помощи со стороны городских парторганизаций и промышленных предприятий запасными частями, инструментами, материалами, квалифицированными кадрами нельзя обеспечить организационно-хозяйственного укрепления МТС и приведения в работоспособное состояние всех тракторов и сельскохозяйственных машин.
Пленум требует от партийных организаций и хозяйственных руководителей предприятий союзной и местной промышленности безусловного выполнения плана изготовления запчастей и инструментов для МТС; заказы МТС должны выполняться наравне с оборонными заказами.
Пленум обязывает парторганизации промышленных предприятий и городские парторганизации организовать широкое деловое шефство промышленных предприятий над прикрепленными к ним машинно-тракторными станциями. Шефство должно включать з себя не только снабжение запасными частями, оборудованием и инструментом, но и оказание систематической организационно-технической и культурной помощи МТС.
Пленум обкома партии предлагает провести следующие мероприятия:
1.Для укрепления ремонтно-механической базы МТС и ремзаводов, а также для организации участковых ремонтных мастерских в МТС выявить неиспользуемое на предприятиях оборудование и в ближайшее время направить в МТС не менее 200 станков, сварочных аппаратов и электромоторов, а также инструмента и приспособлений на 350 тыс. руб.
2.В целях укрепления партийных и комсомольских организаций МТС и создания постоянных квалифицированных кадров в МТС провести отбор и мобилизацию на предприятиях области трехсот квалифицированных рабочих из числа коммунистов и комсомольцев и направить их на постоянную работу в МТС. Эта работа должна быть проведена, как важнейшее политическое мероприятие.
3.Шефствующие предприятия должны систематически посылать в МТС бригады квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников для оказания помощи в ремонте тракторов, оборудовании мастерских, в организации труда, механизации процессов производства и т. д.
4.Промышленные предприятия должны помочь МТС в организации обучения и повышения квалификации ремонтных кадров.
5. Городские партийные, комсомольские и профсоюзные организации обязаны помочь МТС в создании и оборудовании клубов, красных уголков, библиотек. Практиковать также посылку докладчиков, бригад художественной самодеятельности для обслуживания кадров МТС.
Надо добиться такого положения, чтобы работа по оказанию помощи МТС и сельскохозяйственным районам была составной частью повседневной заботы горкомов и промышленных райкомов партии и первичных партийных организаций промышленных предприятий.
Для организации постоянной шефской работы над МТС возложить руководство этой работой в горкомах и промышленных райкомах на одного из секретарей, а в первичных партийных организациях предприятий—на одного из членов партбюро или парткома.
V. О подборе, подготовке, закреплении кадров и партийно-политической работе в МТС
1. Необходимо, прежде всего, чтобы райкомы партии серьезно улучшили руководство делом подбора, подготовки и закрепления механизаторских кадров машинно-тракторных станций (трактористов, комбайнеров, бригадиров, участковых механиков), ибо создание устойчивых квалифицированных кадров является первейшим условием укрепления каждой МТС.
Проявляя заботу о повышении квалификации и переподготовки имеющихся трактористов и комбайнеров, следует всемерно упорядочить дело подготовки новых механизаторских кадров. Пои этом особое внимание должно быть обращено на приобретение ими практических навыков по ремонту, эксплоатации машин и агротехнике (умение самостоятельно проводить технические уходы, регулировать механизмы трактора и сельхозмашин, находить в тракторе неисправности и самостоятельно устранять их, правильно пользоваться прицепным инвентарем).
Необходимо повысить ответственность руководителей колхозов и МТС за подбор кадров трактористов и комбайнеров, уже в этом году решить задачу, чтобы в каждом колхозе имелись свои' трактористы, чтобы на каждый трактор имелось по два квалифицированных тракториста.
Установить с осени 1945 г. такой порядок, чтобы в районах, где имеется 2 и более МТС, подготовка новых механизаторских кадров была сосредоточена в одной из МТС, как правило, находящейся в районном центре, в которой надлежит создать хорошую учебную базу и обеспечить квалифицированный состав преподавателей из числа лучших механиков и агрономов.
Обязать райкомы и горкомы партии в месячный срок выявить и возвратить на работу в МТС ранее работавших трактористов, бригадиров, механиков и комбайнеров.
Предложить директорам МТС в месячный срок подобрать на каждый трактор по 2 прицепщика, проинструктировать их и добиться постоянства состава прицепщиков.
Поручить бюро обкома ВКП(б) подобрать группу опытных партийных и хозяйственных работников и направить их на работу в МТС, а также обеспечить в течение 1945 года переподготовку директоров МТС области.
Поручить облземотделу организовать курсы по подготовке агротехников для МТС и колхозов.
2. Необходимо, чтобы районные комитеты партии, райисполковы, руководители МТС обеспечили создание нормальных бытовых условий трактористам и решительно покончили с Фактами пренебрежительного отношения к их бытовым нуждам.
Вменить в обязанность райкомам, райисполкомам и директорам МТС:
а)создание при каждой МТС благоустроенного общежития, столовой. бани и восстановление на летний период полевых станов (вагончиков);
б)проведение своевременных расчетов с трактористами;
в)строго следить за тем, чтобы трактористам полностью и в срок выдавалась полагающаяся дополнительная оплата за высокое качество тракторных работ и получение высоких урожаев.
3. Необходимо, чтобы районные комитеты партии и первичные партийные организации МТС серьезно улучшили политическую и культурно-просветительную работу в МТС, повседневно заботились о повышении политической сознательности механизаторских кадров и их культурного уровня.
Пора, наконец, дело организовать таким образом, чтобы каждая МТС имела свей клуб или красный уголок, библиотеку, чтобы в машинно-тракторной станции имелись кружки художественной самодеятельности, регулярно проводились лекции, доклады, беседы, выходили стенные газеты.
Поручить отделу агитации и пропаганды обкома и райкомам партии:
а) систематически, не реже двух раз в месяц, посылать в МТС докладчиков и лекторов с докладами и лекциями на политические и научно-популярные темы;
б)организовать работоспособные агитколлективы при тех первичных парторганизациях МТС, где они еще не созданы, одновременно принять все необходимые меры по улучшению работы существующих агитколлективов;
в)для организации газетных витрин выделить каждой МТС сверх положенного лимита по 2 экземпляра центральных газет, по 2 экземпляра областной газеты «Заезда» и установить для МТС лимиты на газету «Звезда» в таком количестве, чтобы ее можно было выписать каждому специалисту МТС и каждой тракторной бригаде.
Обязать областное управление кинофикации обеспечить в каждой МТС демонстрирование кинокартин не менее 2—3 раз в месяц.
4. Необходимо укрепить первичные партийные организации МТС, поднять их ответственность за выполнение плана тракторных работ и натуроплаты машинно-тракторными станциями.
Пленум считает, что первичные партийные организации МТС слабо используют предоставленное им Уставом ВКП(б) право контроля деятельности администрации; не проявляют должной инициативы в использовании ресурсов, которыми располагают МТС, проходят мимо фактов невыполнения плановых заданий. расхлябанности, недисциплинированности и бесхозяйственности.
Для того, чтобы партийная организация МТС лучше справлялась со своими задачами, необходимо, прежде всего, чтобы была серьезно улучшена внутрипартийная работа, регулярно созывались и хорошо готовились партийные собрания как в зимний период, так и летом, проявлялась забота о повышении идейно-политического уровня коммунистов и комсомольцев, чтобы партийная организация была тесно связана с передовыми людьми МТС, чутко прислушивалась к их голосу, пополняла свои ряды за счет передовых людей МТС.
Центром партийно-политической работы в МТС должна быть летом тракторная бригада, зимой—машинно-тракторная мастерская.
Считать необходимым, чтобы после каждого периода тракторных работ в МТС обязательно проводились общие собрания трактористов (по сменам).
Пленум обязывает райкомы партии улучшить руководство партийными организациями МТС, больше опираться на них при решении всех вопросов, связанных с деятельностью машинно-тракторных станций, обратив особое внимание на укрепление малочисленных партийных организаций. на подзор и воспитание секретарей первичных парторганизаций МТС.
Запретить снятие и перемещение секретарей парторганизаций МТС без ведома отдела кадров обкома партии.
Секретари, члены бюро и работники райкома партии должны систематически бывать в МТС, в тракторных бригадах, выступать с политическими докладами на партийных и комсомольских собраниях, собраниях трактористов.
Считать необходимым, чтобы территориальные парторганизации помогали парторганизациям МТС в проведении политической работы в тракторных бригадах, в летний период, а райкомы партии для этой же цели привлекали силы районного партийного актива.
* * *
Красная Армия, выполняя указания товарища Сталина, одержала всемирно-исторические победы над вражескими полчищами, навсегда изгнала немецко-фашистских захватчиков из пределов нашей любимой Родины и сейчас наносит сокрушительные удары по врагу на его собственной территории, приближая час окончательной гибели гитлеровской Германии.
Глубоко раз'ясняя великое историческое значение побед Красной Армии, партийные организации области призваны еще больше сплачивать трудящихся вокруг великой партии Ленина—Сталина, еще выше поднимать их творческую энергию и трудовой энтузиазм.
Пленум обкома ВКП(б) призывает все партийные организации, коммунистов, комсомольцев и всех работников МТС приложить все силы к тому, чтобы всемерно улучшить работу МТС и колхозов области и этим самым внести еще один вклад в дело победы над немецко-фашистскими захватчиками.