ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: Политшколам—повседневное внимание
Большое желание сельских коммунистов. комсомольцев и интеллигенции повысить свой идейно-политический уровень нашло свое выражение в создании политшкол при многих сельских первичных партийных организациях. В области до 5400 сельских активистов являются слушателями политшкол.
Опыт занятий политшкол показывает, что два главных вопроса— установление твердого учебного порядка и помощь пропагандисту— должны привлечь внимание партийных организаций.
Серьезным делом для некоторых школ становится посещаемость занятий. Политшколы Бардымского и Сивинского районов посещают 80— 90 процентов слушателей; в ряде других районов посещаемость значительно ниже. Это об’ясняется, главным образом, условиями, в которые поставлены школы. О какой нормальной работе политшкол можно говорить в Юрлинском районе, когда секретарь одной парторганизации тов. Конина в день занятия собирает партийное собрание, а председатель Усть-Зулинского сельсовета—заседание совета?
Большим недостатком в большинстве школ является запоздание начала занятий на час, а иногда и полтора. Дело здесь не только в организационной распущенности, которую порождают запоздания, но и в том, что пропагандист вынужден материал одного занятия переносить на другое, затягивать сроки выполнения учебного плана. Время же работы политшкол строго ограничено, они должны закончить программу до начала весеннего сева.
Положительным фактом в работе школ является серьезное отношение пропагандистов к подготовке и ведению занятий. В подавляющем большинстве пропагандисты проводят хорошие по содержанию занятия. Однако, наряду с правильным раз’яснением материала, большинство из них не умеет планировать время занятий и выбрать основные вопросы темы. Например, т. Кривощекова, пропагандист Юсьвинского райкома партии, при беседе по второй главе «Краткого курса истории ВКП(б)» старалась до мельчайших подробностей показать обстановку в России перед II с’ездом РСДРП. Затратила на это половину отведенного времени, а работу II с’езда, борьбу на- нем по организационным вопросам; как следует осветить не успела.
Программа политшкол предусматривает изучение истории ВКП(б) по этапам. Следовательно, совсем не требуется использовать весь материал «Краткого курса», надо умело выбрать лишь нужное. Руководствоваться при этом следует постановлением ЦК ВКП (б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Там указано, какие вопросы брать при изучении истории партии по этапам.
Так, например, IV глава «Краткого курса» озаглавлена «Меньшевики и большевики в период столыпинской реакции. Оформление большевиков в самостоятельную марксистскую партию». Здесь даны два основных вопроса, а в выводах по этой главе сформулировано основное их содержание: в труднейший период для революционной работы (1908—1912 годы) — «большевики оказались единственной силой в партии, которые не свернули партийное знамя, сохранили верность программе партии и отбили атаки «критиков» марксистской теории»... «Идейная марксистско-ленинская закалка, понимание перспектив революции помогли основному ядру большевиков, сплоченному вокруг Ленина, отстоять партию и ее революционные принципы».
«Важнейшим событием этого периода является Пражская конференция РСДРП... которая... «положила начало партии нового типа, партии ленинизма, большевистской партии».
Или шестая глава. Название главы и выводы по ней указывают основные вопросы. В выводах, в частности, говорится: в период империалистической войны «большевистская партия оказалась единственной пролетарской партией, которая осталась-верной делу социализма и интернационализма и организовала гражданскую войну против своего империалистического правительства».
...«широкие массы мелкой буржуазии, солдат, а также рабочих проникаются доверием к Временному правительству, оказывают ему поддержку». Перед партией встает задача раз’яснить массам их ошибку и повести их на пролетарскую революцию. Так «Краткий курс» дает и материал и план занятий.
Неумение выбирать основные вопросы по теме ведет к тому, что пропагандисты встают на путь изучения истории ВКП(б) по главам. Это неправильно. Это означает отказ от самой идеи политшколы. Ведь слушатели ее за 3—4 месяца должны пройти и освоить всю программу.
Отделам пропаганды райкомов партии необходимо больше оказывать помощи пропагандистам и серьезно следить за ходом выполнения учебного плана. Большая пропагандистская работа, начатая партийными организациями области, требует к себе повседневного внимания.
Г. МАДОНОВ— зав. сектором пропаганды обкома ВКП(б).