О планировании работ в МТС
Машинно-тракторные станции, как государственные предприятия, с начала их организации играли и играют крупнейшую роль в борьбе за правильное планирование колхозного производства.
Рациональная эксплоатация машинно-тракторного парка и правильная организация всего хозяйства МГС немыслима без тесной, органической увязки работы МТС с повседневной производственной деятельностью обслуживаемых ею колхозов. Во время войны, при сократившемся количестве рабочей и тягловой силы в колхозах, руководящая роль МТС в планировании и организации колхозного производства еще более повысилась.
Между тем, многие МТС нашей области самоустранились от планирования колхозного производства, перестали интересоваться производственной жизнью колхозов. Составляя планы тракторных работ, в ряде МТС не сопоставляли их с наличием рабочей и тягловой силы в колхозах, с необходимостью выполнить все работы в колхозе во-время, а искали более выгодных для себя мест и видов тракторных работ. Очень часто МТС планировали незначительное количество работ в колхозах экономически слабых и имеющих к тому же высокую нагрузку на рабочую лошадь.
Планирование тракторных работ во многих МТС производится с грубыми нарушениями самого принципа планирования, и часто все дело сводилось к простому арифметическому делению цифр. Так, например, «планировали» в 1944 году в Кап-канской МТС. Здесь государственный план по рядовому посеву яровых тракторами в размере 1200 гектаров «разбили» по всем 38 колхозам. В результате в отдельных колхозах, напр., в «Трудовике», «1-е мая», «Красных горах», «Красном Урале» и других было запланировано по 15—20 гектаров посева. Таким же порядком был «спланирован» посев озимых—2100 гектаров, весенняя культивация—2100 гектаров и культивация паров—2300 гектаров.
Естественно, что при таком планировании, основанном на одной простой арифметике, под план невозможно было подвести материальную базу. В самом деле, нельзя же было колхозу давать тракторную сеялку для того, чтобы произвести рядовой посев всего лишь на 15 гектарах. Фактически оказалось, что из 38 колхозов Капканской МТС план по рядовому севу яровых был выполнен в 18 колхозах, а в 11 колхозах не делалось даже попыток выполнить план. По озимому посеву из 38 колхозов план выполнен в 4 колхозах, а в 18 колхозах рядовой посев тракторами не производился совершенно.
Так же непродуманно планируются и задания по каждому трактору. Совершенно разные по техническому состоянию тракторы, работающие в разных почвенных условиях и условиях рельефа, с кадрами разной квалификации, получают одинаковое задание. Так, например, планировали в Бабкинской, Дубровской, Капканской, Богородской и некоторых других МТС.
В ряде МТС планы тракторных работ, на основе которых были заключены договоры с колхозами и которые доведены до тракторных бригад, не соответствовали государственному плану. В Москвинской МТС' план тракторных работ по договорам с колхозами оказался, например, менее государственного плана МТС на 80 гектаров. В Петропавловской МТС тракторной бригаде № 8 было определено задание в 740 гектаров, а с колхозами; которые обслуживались этой бригадой, заключены договоры на 920 гектаров. Бригаде № 5 дано было задание в размере 594 гектара, а с колхозом заключен договор на 666 гектаров.
XVI пленум обкома ВКП(б) потребовал. от директоров МТС планировать и организовать работу тракторов с учетом полного использования сил самих колхозов, а также изменить принцип планирования тракторных работ.
Составление производственных и рабочих планов в колхозах должно проходить под руководством МТС и с непосредственной помощью со стороны МТС.
Тракторные работы в колхозах должны планироваться с учетом общего об’ема работ и наличием живой тягловой силы в колхозах. Для этого нужно подсчитать об’ем всех работ в колхозах в весенний, паровой и уборочный периоды в мягкой пахоте, установить, что может сделать колхоз своей тягловой силой и только после этого определить размер необходимых тракторных работ в колхозе.
При определении об’ема конных и тракторных работ нужно исходить из того, чтобы все работы в колхозе были проведены в нормальные агротехнические сроки, а тягловая сила колхоза и тракторный парк МТС были бы использованы на полную мощность, чтобы определенный размер тракторных работ был не менее государственного плана.
Естественно, что при определении об’ема конных и тракторных работ необходимо учитывать в каждом отдельном случае состояние лошадей в колхозе, техническое состояние тракторов, квалификацию кадров и естественные условия колхоза.
При определении плана тракторных работ в колхозах по видам работ нужно исходить из того, чтобы наиболее тяжелые работы выполнялись тракторами. Посев и культивация должны планироваться с учетом наличия сеялок и культиваторов и их целесообразного распределения по колхозам. Только продуманный во всех деталях план может быть реальной и действительной боевой программой действия для колхоза, тракторной бригады, тракториста.
Однако, нельзя забывать, что составлением плана дело не заканчивается. «Только бюрократы могут думать,—указывал товарищ Сталин, — что плановая работа заканчивается составлением плана. Составление плана есть лишь начало планирования. Настоящее плановое руководство развертывается лишь после составления плана, после проверки на местах, в ходе осуществления, исправления и уточнения плана». («Вопросы ленинизма», стр. 413, 10-е изд.).
По-настоящему, по-большевистски бороться за план — это значит выполнить не только годовой план, но и по каждому периоду сельскохозяйственных работ, по каждому виду работ, выполнить план не только по МТС, но и в каждом колхозе, по каждой тракторной бригаде, по каждому трактору и каждым трактористом. В этом смысл борьбы за план.
Директоры МТС и агрономы, вооруженные указаниями XVI пленума обкома ВКП(б), должны совершенно по-иному подойти к вопросам планирования в 1945 году с тем, чтобы каждый колхоз и тракторная бригада получили продуманный и детально разработанный план.
А. КУЗНЕЦОВ— начальник южного управления облзо.