К постановке «Аиды»
Первое представление «Аиды» состоялось в 1872 году на сцене Каирского оперного театра, и с тех пор эта популярнейшая опера с неослабевающим успехом идет во всех более или менее значительных оперных театрах; естественно, что и Молотовский театр оперы и балета, обещающий в ближайшем будущем выдвинуться в первые ряды оперных театров Союза, включил «Аиду» в свой репертуар.
Великий мастер оперы Верди дал в своем гениальном произведении богатейший материал для творчества оперного певца-актера и дирижера. Оперному режиссеру материал этот дает возможность многих вариантов сценического разрешения постановки. Лично я делаю девятый вариант постановки «Аиды»; сегодня зритель увидит этот вариант на сцене и потому не буду о нем распространяться, что заняло бы слишком много места; скажу только, что осуществление этого варианта в Молотовском театре оперы и балета дает мне большое удовлетворение: беря на себя эту постановку, я знал, что общественность г.Молотова с большим вниманием относится к своей вновь созидаемой опере. Я знал, что в составе труппы много рвущейся в бой молодежи, передать которой, хотя бы отчасти, свой многолетний и многосторонний опыт старому режиссеру всегда приятно; знал, что встречу здесь дирижера, которого я знавал еще совсем молодым, но уже многообещающим; знал, что оформление спектакля поручено крупному художнику, знал, наконец, что возглавляет оперу энергичный, любящий и знающий дело директор. По этим причинам я заранее был уверен в том, что предстоящая работа не может не дать удовлетворения.
Действительность превзошла ожидания: в труппе оказались певцы-актеры не только с хорошими, но и с отличными голосами и с прекрасными актерскими дарованиями; многообещающий молодой дирижер вырос в крупного мастера, уверенного и с отличным темпераментом интерпретирующего партитуру автора и понимающего требования сцены; задания режиссера по планировке и композиции оформления оказались выполненными художником с необычайной точностью и с отличным проникновением всущность стиля постановки, а заведующий постановочной частью оказался подлинным энтузиастом своего дела. Эпитет «энтузиаст» оказался применимым если не ко всем, то ко многим участникам спектакля: не только солисты, но и артисты хора, оркестра, балета, миманса, рабочие сцены, осветители, бутафоры и работники мастерских — в том числе целая плеяда совсем юных ребят, рвение которых положительно трогает, — все они и их руководители работают интенсивно, с напряженным вниманием, с желанием полностью выполнить поставленные перед ними задачи; в результате чего создается настоящая рабочая атмосфера. И если чувствуется пока недостаток, нехватка мужского персонала—в хоре, в мимансе, в рабочих сцены,—то это явление временное: многие работники театра защищают сейчас свою родину на фронте, проливают за нее кровь. Но скоро они вернутся с фронта. войны, чтобы вновь занять, свои места в рядах бойцов на мирном фронте искусств.
Ибо близок день конечной победы, когда снова откроется широкий путь мирного творческого труда, по которому и нас, работников оперы, ведет гигантским шагом титана наш могучий вождь—мудрый и щедрый покровитель искусств!
Засл. артист РСФСР, режиссер ГАБТ СССР В. ЛОССКИЙ.