Победа театра
«Аида» в Молотовском театре оперы и балета
Постановку «Аиды» в нашем театре можно с полным правом, не боясь преувеличений, назвать серьезной победой на пути становления настоящего большого театра. И это можно сказать не только о постановке, осуществленной крупным мастером советского театра засл. арт. В. А. Лосским и об оформлении художника Б. А. Матрунина, но и с музыкальной стороны спектакля (дирижер А. А. Ладмилйн) об оркестре, о хоре, о певцах-солистах в том составе, какой выступал в премьере 4 марта.
Монументальность, торжественность оперы сочетаются со значительной. долей лирики — соединение элементов, которое столь блестяще удалось великому итальянскому композитору Дж. Верди.
Театр хорошо почувствовал это переплетение, казалось бы, таких разных элементов и с большим тактом показал зрителю-слушателю.
Постановщику в одинаковой степени удались и массовые, пышные сцены с очень большим количеством участников, и сцены лирические. Богатая выдумка режиссера сделала живыми, интересными сцены в храме, во дворце, где большие массы действующих лиц представляют не. однородную, а разноликую, живущую на сцене толпу. С таким же успехом показаны и сцена на берегу Нила—встречи Аиды с Амонасро, с Радамесом; сцены Аиды и Амнерис и т. д. Торжественность, пышность, яркость постановки (однако, отнюдь не пестрота, в чем большая заслуга художника, давшего очень интересные декорации храма, площади во дворце, берега Нила, костюмы действующих лиц) умело оттеняют трагедию Аиды и Радамеса, которая сильно звучит на этом фоне.
Дирижер спектакля А. А. Людмилин добился, прежде всего, очень хорошего звучания оркестра. Уже скрипичное вступление, сыгранное в тончайшем пианиссимо, обещало успех оркестрового исполнения. И это обещание было выполнено. Богатая нюансировка, отказ от распространенного стремления форсировать звук, чтобы придать больше торжественности. пиано, в котором проводит режиссер сцену в храме, нежное пианиссимо в оркестровой партии сцены на берегу Нила, а с другой стороны, сильное, ровное звучание оркестра в торжественных местах оперы — все это вместе взятое производит очень хорошее впечатление. К этому следует добавить выразительные хоры, в которых сказались и весьма умелое руководство, и большая работа хормейстера театра В. Н. Виссонова.
На большой высоте оказались в премьере исполнители центральных партий оперы.
Н. Т. Измайлова в партии Амнерис создала интересный образ властной, сильной ревнивой дочери фараона, женщины больших страстей. Голос певицы звучал ровно и выразительно, и вся партия была проведена в хорошей манер».
Большого успеха добилась в исполнении партии Аиды молодая певица Н. Н. Сильвестрова. Она прекрасно владеет своим чистым, очень приятного тембра голосом, хорошо звучащим во всех регистрах. У нее богатая фразировка, и все ее исполнение носило характер большой отделанности и техничности, не теряя от этого и выразительности. Самый образ Аиды—любящей, страдающей юной женщины, раздираемой противоречиями любви к Радамесу, представителю враждебного народа, и к своей отчизне, получился у Сильвестровой впечатляющим и волнующим. Чудесно звучит ее пиано в арии «Боги моя, я вас молю», в заключительном дуэте оперы—дуэте с Радамесом. Но также хорошо звучит ее голос, когда нужна большая сила звука. Легко и свободно поет она, перекрывая оркестр и хор.
Нам приходилось отмечать уже значительные удачи не только Сильвестровой, но и молодого певца С. М. Альбирта. Здесь, в «Аиде», в партии Радамеса чувствуется новый значительный шаг актера вперед. Богатейший голосовой материал певца, свободное владение голосом, чистота его и здесь проявляется в большой силе. Но к этому прибавилась еще большая выразительность исполнения, удавшаяся актерская игра. Очень сильно была исполнена выходная ария «О если б я был избран»— н в первой же картине — «О, хвала, вам, боги». Звук льется здесь широко и свободно. Замечательно проведена была сцена у Нила (Амонасро, Аида, Радамес), едва ли не самая сильная в вокальном отношении во всем спектакле.
Блестящим можно назвать исполнение Н. Р. Рудаковым партии Амонасро. В нем соединились и чудесный певец с исключительно большими вокальными данными, и первоклассный актер. Глубина и полнота звука, его сила, выразительность и певучесть отличают все исполнение Рудакова. «Сражался я. искал я смерти»... — сразу с этой первой своей фразы певец покоряет .слушателя сочностью, густотой, бархатным тембром баритона и большим умением преподнести каждую от-тельную музыкальную фразу. Особенно сильно проводит Рудаков всю сцену у Нила, достигая исключительного драматизма и вокального, и актерского исполнения.
Хорошо ведут партию жреца Рамфиса М. Л. Зюванов, обладающий большой силы басом, и партию жрицы—М. А. Зайцева. И лишь Г. Ф, Филиппов. в партии царя Египта, с его неровно и порою очень малосодержательно звучащим голосом, да малоудачный гонец—А. В. Нецветаев выпадают из общего ансамбля.
Между тем, успех премьеры «Аиды» как раз заключается в том, что это спектакль безусловно удавшегося ансамбля. И не только ансамбля певцов, но и всех компонентов спектакля, сливающихся в единое художественное целое, начиная с солистов-певцов, кончая балетными номерами, скромно, но со вкусом и в плане всей постановки поставленными балетмейстером Г. И. Язвинским.
«Аида» — спектакль, представляющий собой безусловно крупнейшее достижение нашего театра и большой творческий его успех. Молотовский театр оперы и балета стоит на верном пути и все больше и больше завоевывает любовь и симпатию зрителей.
С. ГИНЦ.