Решающие дни лесозаготовок
Лесозаготовительные предприятия Молотовской области заготовляют и вывозят к сплавным рекам и железным дорогам десятки важнейших сортов леса. Только за сезон 1944— 1945 ода наша область дает стране столько леса, что если перевозить его по железным дорогам, то для этого потребовалось бы несколько тысяч железнодорожных составов. Однако, расположение лесных массивов по берегам Камы и ее притокам благоприятствует перевозке леса водным путем. Сплавная древесина составляет 85 проц, общего количества заготовляемой и вывозимой.
Трест «Уралзападолес» занимает значительное место в системе лесозаготовительных организаций области. Ряд его предприятий показывает высокие образцы работы и далеко шагнул вперед в выполнении возложенных на них государственных заданий.
Систематически перевыполняет свои планы Оханский леспромхоз (директор тов. Нефедов). На 10 марта сезонный план по основному, решающему виду работ—вывозке леса —выполнен здесь на 102 процента. Отличительная черта этого предприятия — правильная и продуманная до конца организация труда, умелое использование рационализированных способов заготовки и вывозки леса, полное использование на основных работах рабочей силы и хорошо организованная массово-политическая работа (парторг тов. Полов). Ежедневно на всех участках леспромхоза до сведения рабочих доводятся результаты их работы. Информация о работе связывается с последними событиями на фронтах Отечественной войны. Такая доходчивая агитация, несомненно, имеет свое сильное действие и вызывает у лесорубов еще больший производственный под’ем.
В коллективе выросло много замечательных стахановцев из постоянных работах. Лесоруб Марк Романов выполняет нормы на заготовке леса до 180 процентов, Петр Шкляров дает полторы нормы. Подлинную доблесть показывает колхозник колхоза «14 лет Октября», Оханского района. Михаил Пермяков, который вместо установленных ему на сезон 110 норм (на вывозке леса), заканчивает уже 300-ю норму. Количество невыполняющих норм в Оханском леспромхозе исчисляется единицами.
Успешно работает Асовский леспромхоз возглавляемый недавно выдвинутым на работу т. Полыгаловым. По сравнению с прошлым годом леспромхоз увеличил заготовку и вывозку древесины почти в 3 раза. По использованию рабочей силы (на основных работах) Асовский леспромхоз стоит на первом месте в тресте. Руководители леспромхоза, как и оханцы, сумели хорошо организовать труд, добиться высокой производительности труда. В феврале, например, общая производительность составила 123 процента.
В успешном выполнении программы лесозаготовок по Оханскому и Асовскому леспромхозам значительна заслуга партийных и советских организаций Оханского и Березовского районов, на территории которых эти предприятия работают.
Следует остановиться на положительном опыте работы Верх-Челвинского механизированного участка Косьвинского леспромхоза. Участок этот возглавляется комсомолкой тов. Т. М. Шайко и старшим механиком тов. Т. М. Юрковским. На этом участке вывозка леса производится исключительно тракторами. Придя на участок, тт. Шайко и Юрковский правильно расставили кадры, хорошо наладили технологический процесс, установили своевременный и высококачественный уход за механизмами. Это не замедлило сказаться на результатах работы. Резко повысилась производительность труда на всех стадиях работы, намного увеличилась заготовка и вывозка леса. Участок систематически перевыполняет план.
Достижения отдельных коллективов не могут, однако, заслонить тот факт, что трест в целом отстает в выполнении плана, ставя под угрозу выполнение программы лесозаготовок по всей области. Наряду с передовыми коллективами, хорошо справляющимися со своими заданиями, есть ряд предприятий и районов, которые работают плохо, недодают стране лес, тянут весь трест назад.
Руководители Вогульского механизированного лесопункта (начальник т. Устинов) довели свое предприятие до такого состояния, что об’ем выполненных, работ оказался на 300 кубометров ниже соответствующего периода 1944 года. Квартальная программа по вывозке на 10 марта выполнена здесь только на 48 процентов. Такая работа об’ясняется прежде всего тем, что на основных работах в леспромхозе используется только 64 проц, рабочей силы. Производительность труда у вогульцев на заготовке леса—70 проц., а на подвозке и того меньше —около 60 процентов. В леспромхозе систематически простаивают механизмы, занятые на вывозке леса: паровозы и мотовозы. Нет порядка на лесосеках, рабочие не организованы в бригады, а работают постаринке—парами, не обеспечиваются доброкачественным инструментом. Не проводится здесь и конкретная агитационно-массовая работа. Руководители же лесопункта решительных мер к улучшению дела не принимают.
Исключительно плохо помогают Вогульскому механизированному лесопункту ворошиловские районные организации (секретарь райкома партии т. Гусев, председатель райсовета т._Чиков). План мобилизации лошадей и рабочей силы район выполнил только на 60 проц. Колхозники этого района нормы выполняют крайне неудовлетворительно. Работники же района этим не интересуются.
Крайне отстает и Фокинский леспромхоз, возглавляемый т. Бочкаревым. Достаточно сказать, что этот леспромхоз также работает хуже прошлого года, срывает план поставки важнейшей спецдревесины.
Часть вины за такую работу надо также отнести за счет районных организаций, которые плохо помогают леспромхозу. Больше-Усинский район, например, вместо 50 лошадей на вывозку леса мобилизовал только 25.
Плохо работает Кордонский леспромхоз (директор т. Праведников). Причины отставания в основном те же, что и у вогульцев и фокинцев.
Ряд предприятий треста оснащен мощными механизмами для вывозки и подвозки леса: тракторами, паровозами, мотовозами, автомашинами. Однако, использование их идет крайне неудовлетворительно. Особенно плохо использует тракторы Кунгурский механизированный лесопункт (директор т. Кузнецов, технорук т. Шляпников), автомашины— Кордонский леспромхоз. Не больше, чем на треть, используется мощность паровозов и мотовозов в Чермозском механизированном лесопункте (директор т. Чирков, технорук т. Романенко).
Между тем, многие сотни лошадей в лесу могут быть высвобождены при использовании на полную мощность транспортных механизмов. Это обязывает руководителей лесных предприятий покончить с нерадивым отношением к механизмам.
Заготовить и вывезти лес на берега рек это еще не все. Его надо доставить потребителям. Основным видом транспортировки леса в условиях нашей области является сплав.
Сейчас самый разгар подготовки к сплаву. Не все однако готовится к нему внимательно и с должной ответственностью. Если, например, Оханский леспромхоз имеет в этом отношении удовлетворительные показатели, то нельзя это сказать про Шемейный механизированный лесопункт, Косьвинский леспромхоз и другие предприятия, которые в подготовительных работах к сплаву, особенно по зимней погрузке, устройству головок, подготовке бон, резко отстают. Готовиться к сплаву энергично со всей серьезностью— святая обязанность лесозаготовителей.
Остались считанные дни до конца зимнего сезона. Это самые решающие дни, но вместе с тем это самое благоприятное время для работы в лесу: большой световой день, мягкая погода. хороший санный путь. Работники лесных предприятий должны напрячь сейчас все силы для выполнения плана лесозаготовок. Необходимо до минимума сократить количество рабочих на подсобных и вспомогательных работах и как можно больше поставить на основные лесозаготовительные работы: заготовку, подвозку и вывозку леса. Надо организовать работу в лесу продуманно и умело, правильно разбить лесосеки, правильно подобрать бригады, обеспечить лесорубов качественным инструментом. использовать на полную мощность механизмы, переведя их на двухсменную, а при надобности на круглосуточную работу.
Красная Армия добивает фашистского зверя в его собственном логове. Задача многотысячной армии лесозаготовителей — дать больше леса стране и тем самым вложить свой вклад в общее дело скорейшей и окончательной победы над врагом.
М. ЛИТВИН-главный инженер треста «Уралзападолес».