Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Минуты и часы

Газета «Звезда» №192 от 15.08.1941
Автор статьи: Б.Стерн
Текст документа:

Минуты и часы

Выходя пораньше из дому, Павел Митрофанович Поносов любил немного затягивать утреннее путешествие на завод, чтобы принести в цех бодрящую свежесть утра. Так было всегда. И только в последние полтора месяца Павел Митрофанович изменил этой привычке: почти все свободные минуты проводит он теперь в заводе. Время у него на строгом учете, иначе не удалось бы с таким эффектом выполнить ряд важных заданий. И уже каждый день Поносов идет в завод спеша, думая об оставленной накануне работе, о новых задачах, которые возлагает на каждого советского человека война.

В цехе его ожидает разговор с Замараевым—старшим мастером участка, виртуозом лекального дела. Сергей Замараев обращается к Поносову, за плечами которого 26-летний производственный стаж, и к другому слесарю-лекальщику Рыжову с очень серьезным поручением.

Придется, товарищи, сделать очень ответственную работу: надо сделать сложные и трудоемкие детали. Те самые, Павел Митрофанович, которые вы с Окуловым уже однажды пробовали.

— Думаю, не промахнемся,—ответил за Рыжова и себя Поносов.

— Ну, а время знаете, друзья, какое?

— Время? Известно какое сейчас время—военное.

— Нет, это само собой,—улыбнулся Замараев,—я насчет срока. Так скоро нужно, как никогда не делали.

С необычайным азартом принялись Александр Рыжов и Павел Поносов за работу. Они использовали примененные раньше копиры и приспособления, еще больше усовершенствовали их. Трое с половиной суток Поносов не покидал цеха, укладываясь поспать в цеховой столовой лишь 3—4 часа. Немногим меньше пробыл в цехе Рыжов. Это были дни исключительного напряжения.

И вот по цеху разнеслась весть, что Поносов и Рыжов заканчивают заказ в небывало короткие сроки. Были на исходе последние минуты работы. Наконец, все было завершено. Начальник цеха вручил взволнованным лекальщикам букеты цветов. Спасибо, товарищи,—сказал он. —Вы—наши снайперы на производстве. Спасибо, что сработали по- фронтовому.

Подсчитали результаты, и оказалось, что Поносов и Рыжов затратили вдвоем на изготовление партии деталей 108 часов вместо 700, которые полагались по норме, и выполнили задание на 600 процентов.

Секунды... минуты... часы, — Все больше и больше ценят их сейчас в цехе завода имени Дзержинского, где секретарь партбюро тов. Акулов, тот самый, с которым работал раньше Поносов. Война требует использования каждой минуты с максимальной пользой. И всю свою стахановскую выдумку и сметливость люди цеха мобилизуют на то, чтобы работать с утроенной быстротой.

Одному из квалифицированных шлифовщиков Борису Семенову, занятому в основном на изготовлении мерительного инструмента, поручили недавно делать фасонные резцы. Прежние темпы в этой работе были теперь недостаточны. Кроме того, нельзя было забывать и о высокой точности работы.

Семенов хорошо понимал, какая нелегкая задача ложится на него. Правда, он не чувствовал себя безоружным. Первый раз фасонные резцы он изготовлял в феврале. Видя, как много времени тратится на обработку каждого резца. Борисе Семенов стал тогда искать более рационального способа изготовления. Продумав хорошо весь процессе от начала до конца, он нашел возможным обрабатывать одновременно не меньше десятка и даже больше резцов. Для этого он изобрел специальное приспособление. Резцы получались «все ках один», отличного качества. И Семенов выполнил тогда задание на 1500 процентов.

Теперь был опять тот же точный инструмент. Но теперь надо было еще больше сокращать время работы. И Семенов не только применяет сконструированное весной приспособление, но и призывает на помощь весь свой опыт, сноровку, а сознание важности момента прибавляет в нем энтузиазм.

Благодаря упорству и сметке время было выиграно Семенов выполнил план на 3540 процентов.

И что ни день, то новые примеры самоотверженного труда коллектива этого цеха. Люди начали верить, что они в состоянии делать в десять раз больше, в двадцать раз быстрей. На днях участку мастера-орденоносца тов. Замараева предложили отремонтировать партию очень сложных деталей.

— Сергей Степанович! - сказали мастеру.—Норма времени на эту партию—215 часов, месячная программа одного рабочего. А надо скорее сделать. Как думаете, сколько дней вам потребуется?

Мысленно проверив возможности участка, перебрав в памяти всех людей, которых можно будет привлечь к работе, и посоветовавшись с Павлом Митрофановичем Поносовым, Замараев ответил через некоторое время:

— Пожалуй, за смену с небольшим сделаем.

Быстро, на всех операциях были расставлены люди. Каждый делал определенное количество работ. Получился своеобразный конвейер, в котором принимали участие и «маститые», и средние работники: Рыжов, Мазунин, Курлев, Кисляницын и другие. На этом временном конвейере работали с большим энтузиазмом и оперативностью. Консультировали людей Замараев и Поносов. Никто не хотел отрываться даже на обед.

Большая партия деталей была отремонтирована за семь часов.

Так, сберегая минуты и часы, передовые люди завода имени Дзержинского выполняют по-боевому свои задачи в эти грозные дни.

БОР. СТЕРН.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Завод им. Дзержинского; Молотов; Патриотический подъем; Стахановское движение; Машиностроение