ТЕАТР: «Бесприданница»
Островский по праву считал «Бесприданницу» своей лучшей пьесой. Он не писал трагедий, но в этой пьесе был великим трагиком.
В отличие от многих других его произведений «Бесприданница» насыщена яркими драматическими моментами и переходит порой в глубокую трагедию человеческой души. Все, что видит зритель на сцене, это как бы эпилог той жизни, какой жила Лариса до появления перед зрителем. За сценой же остается еще. несколько актов драмы, пережитой Ларисой: годы юности, первая любовь (к Паратову), попытка уйти от всего гнусного окружающего ее и, наконец, страшное разочарование во всем.
Чтобы вырваться из омута, где все—близкие, друзья, враги, свои и чужие—толкают ее к гибели, Лариса решает связать свою жизнь с нелюбимым чиновником Карандышевым. Но в этот момент вновь появляется Паратов, которого она не переставала любить. Как утопающий за соломинку, хватается Лариса за эту встречу, которая и открывает ей глаза на действительность.
Глубокий драматизм «Бесприданницы» заключается в том, что тиски страшной жизни все крепче и крепче сжимают Ларису. Человек с большой вольной душой и сердцем, ищущий настоящей жизни, Лариса убеждается, наконец, что в окружающей среде она только предмет торга, предмет купли и продажи. И конец ее, хоть и страшен, но естествен в тех условиях, в том обществе, в каком она жила.
«Бесприданница» на сцене нашего драматического театра — результат большой, серьезной и удавшейся работы. Постановщик режиссер А. А. Добротин и коллектив исполнителей создали спектакль, хоть и не лишенный некоторых недостатков, но вводящий зрителя в атмосферу среды, описываемой Островским. Мы почувствовали в спектакле и окружение Ларисы, и характеры действующих лиц, и мысль автора, которая умелыми средствами доведена до зрителя. Спектакль хорошо разрешен режиссерски, в нем ярко показаны все острые моменты (сообщение Карандышева о приезде Паратова, встреча Ларисы с Паратовым, финальная сцена). Все это держит зрителя в напряженном состоянии, дает ощущение театра Островского.
Мы упомянули о некоторых недостатках. К их числу можно отнести то, что не всем актерам удалось создать совершенно цельные образы, что паузы в спектакле, которыми он очень насыщен, иногда слишком растянуты. Спорно подражательное перенесение в постановку театра романса «Нет, не любил он» вместо «Не искушай меня без нужды», который должна петь Лариса по Островскому.
Лариса—центральный образ спектакля. От исполнительницы этой роли требуется многое. Артистка К. А. Гурьева хорошо справилась со своей ролью. В ее исполнении Лариса правдива, проста и искреня. Этой искренностью и правдивостью дышат и ее речи, и ее движения, и ее мимическая игра в паузах. Особенно хорошо удались Гурьевой лирические места. Зритель верит Ларисе—Гурьевой в искренности ее желания выбраться из омута жуткой действительности, верит в трагедию, какую она переживает. И потому с таким напряженным вниманием следит он за ее игрой на протяжении всего спектакля и глубоко переживает отлично удавшуюся сцену последнего акта—попытку самоубийства, где Гурьевой удается показать глубину трагических переживаний Ларисы, безысходность ее положения в среде Кнуровых, Важеватовых, Паратовых, Карандышевых.
Хорошо играет Карандышева артист А. А. Пиковский (впервые дебютирующий в г. Молотове). Он показал в Карандышеве все его отрицательные черты, раскрыл его психологический склад, его внешний и внутренний облик.
Играющий Паратова Ю. В. Городецкий при безусловно хорошем исполнении этой роли несколько отходит от образа, созданного Островским. Артист правильно наделил Паратова чертами самоуверенности и дерзости, но недостаточно показал его широкую натуру, те качества, за которые полюбила его Лариса.
Самоуверенного, «европеизирующегося» молодого купчика Важеватова с его «размахом» и расчетливостью, с его взглядами, сводящимися к тому, что «все покупается», хорошо показал артист Н. К- Гарин. Артисту И. И. Задорожному в той же степени удался образ Кнурова, уездного аристократа, неприступного для окружающих, человека сухого и жесткого и. в конце концов, еще более опасного хищника, чем Важеватов. Артистка Е. К. Корнилова нарисовала весьма убедительный образ Огудалевой, по устремлениям своим мало чем отличающейся от окружающих ее «покровителей», но в силу бедности вынужденной прятать свои когти.
Несколько переигрывает Б. Е. Знаменский в роли Робинзона. Он, однако, ярко и проникновенно провел сцену пробуждения в нем чувства человеческого достоинства, когда поет Лариса, и в финальной сцене.
Бледно выглядит хор цыган, не чувствуется в нем ни задора, ни цыганской удали.
Заслуживает похвалы работа художника Д. А. Смолина, который сделал очень удачное оформление спектакля.
Е. ЕРМОЛИНА.