Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​О государственном бюджете СССР на 1945 год и исполнении государственного бюджета СССР за 1943 год

Газета «Звезда» №83 от 28.04.1945
Текст документа:

О государственном бюджете СССР на 1945 год и исполнении государственного бюджета СССР за 1943 год

Доклад Народного Комиссара Финансов СССР тов. Зверева А. Г.

«Советские люди, — сказал товарищ Сталин, - отказывали себе во многом необходимом, шли сознательно на серьезные материальные лишения, чтобы больше дать фронту».

Как и в предыдущие военные годы, средства государственного бюджета направлялись, главным образом, на покрытие военных расходов. Верховный Совет Союза ССР утвердил на 1944 год расходы наркоматов обороны и военно-морского флота в сумме 128,4 млрд. руб. Фактически израсходовано 137,9 млрд. руб.

Подводя предварительные итоги финансирования Красной Армии, мы должны отметить существенную помощь в 1944 году, так же, как и в текущем 1945 году, наших союзников вооружением, материалами и продовольствием для Красной Армии.

Советский народ и в условиях военного времени проводит большую созидательную работу по восстановлению хозяйства в ранее оккупированных районах, по дальнейшему развитию производительных сил страны. Затраты на капитальное строительство в 1944 году составили 29,0 млрд, руб., в том числе из бюджета—23,0 млрд. руб.

В 1944 году были произведены большие расходы на восстановление разрушенного хозяйства и культуры в районах, освобожденных от немецких оккупантов.

В 1944 году осуществлена большая программа расширения сети социально - культурных учреждений и мероприятий по подготовке кадров для народного хозяйства. Расходы государственного бюджета Союза ССР на социально-культурные мероприятия в 1944 году составили 51,1 млрд. руб. против 37,7 млрд. руб. в 1943 году.

Говоря о расходах на социально-культурные мероприятия, следует особо остановиться на Указе Президиума Верховного Совета Союза ССР от 8 июля 1914 года. По этому закону число многодетных матерей, имеющих право на пособие, значительно увеличено, повышен размер самих пособий и введены пособия для одиноких матерей. Кроме того, значительно расширена сеть детских учреждений и родильных домов, увеличены отпуска роженицам и пособия на новорожденных.

_________________________________________________________________________________________

Государственный бюджет СССР на 1945 год

Товарищи депутаты! Государственный бюджет на 1945 год, представленный Советом Народных Комиссаров Союза ССР на ваше утверждение, предусматривает необходимые ассигнования для покрытия военных расходов, увеличение расходов на восстановительные работы в освобожденных районах и на дальнейшее развитие народного хозяйства и культуры Советского Союза.

Доходы и расходы государственного бюджета Союза ССР на 1945 год определены в 305,3 млрд. руб. По сравнению с 1944 годом доходы возрастают на 37,3 млрд. руб., или на 13,9 проц., а расходы—на 42,3 млрд. руб. или на 16,1 проц.

________________________________________________________________________________________

Поступления от государственных предприятий и организаций

Расширение промышленного производства и товарооборота, дальнейшее снижение себестоимости продукции обеспечивают рост доходов бюджета от государственных предприятий и организаций Поступления по налогу с оборота и отчислениям от прибылей, являющиеся основными источниками доходов бюджетав 1945 году составят почти половину всех доходов государственного бюджета СССР. Поступления по налогу с оборота и отчислениям от прибылей увеличиваются по сравнению с 1944 годом на 21,7 млрд. руб.

Успешное восстановление предприятий в освобожденных районах, укрепление сельского хозяйства позволяют в 1945 году, наряду с большим увеличением производства военной продукции и средств производства, значительно расширить производство предметов широкого потребления. Этим обеспечивается существенное увеличение объема розничного товарооборота и, вместе с тем, увеличение доходов бюджета по налогу с оборота.

Наша страна располагает большими возможностями для дальнейшего увеличения производства предметов широкого потребления. Однако, возможности эти используются далеко не полностью. Наркоматы текстильной, легкой и пищевой промышленности должны позаботиться об увеличении выпуска и товаров широкого потребления.

Выполнение плана накоплений требует дальнейшего усовершенствования техники и организации производства, широкого распространения опыта передовых предприятий. Выполнение плана накоплений требует экономного расходования материалов, топлива, электроэнергии и фондов заработной платы, снижения брака, отходов и других непроизводительных затрат.

Товарищ Сталин учит, что для усиления накоплений в народном хозяйстве необходимо: «Уничтожение бесхозяйственности, мобилизация внутренних ресурсов промышленности, внедрение и укрепление хозрасчета во всех наших предприятиях, систематическое снижение себестоимости, усиление внутрипромышленного накопления во всех без исключения отраслях промышленности».

_________________________________________________________________________________________

Поступление средств от населения

В доходах государственного бюджета на 1945 год, как и в предыдущие военные годы, значительное место занимают поступления от населения по налогам и займам.

В соответствии с увеличением количества работающих в отраслях народного хозяйства поступления по государственным налогам определены на 1945 год в сумме 45,3 млрд. руб., т. е. увеличиваются по сравнению с 1944 годом на 8.1 млрд. руб. Основную сумму поступлений дает военный налог-24,4 млрд. руб. Значительные средства должны поступить также по сельскохозяйственному и подоходному налогам.

В 1945 году предусматривается выпуск четвертого военного государственного займа на сумму 25 млрд. руб. Нет сомнения, что новый заем встретит полную поддержку всего советского народа.

Следует также отметить, что в 1945 году предусматривается увеличение остатков вкладов в сберегательных кассах на сумму 1.400 млн. руб., в то время как в 1944 году остатки вкладов населения выросли на 856 млн. рублей.

_________________________________________________________________________________________

Финансирование военных расходов

Товарищи депутаты! Деньокончательного разгрома гитлеровской Германии близок. Но враг, предвидя неизбежную гибель, отчаянно сопротивляется. Чтобы сломить это сопротивление и завершить победу над врагом, необходимо дальнейшее напряжение наших усилий, дальнейшая мобилизация всех материальных, и денежных ресурсов нашего государства.

В представленном на ваше утверждение государственном бюджете Союза ССР на 1945 год расходы на финансирование наркоматов обороны и военно-морского флота предусмотрены в сумме 137,9 млрд. руб., что составляет 45,1% всех расходов бюджета в 1945 году.

_________________________________________________________________________________________

Финансирование народного хозяйства

Расходы государственного бюджета на финансирование народного хозяйства определены в размере 64,6 млрд. руб. против 49,0 млрд. руб. в 1944 году, т. е. возрастают на 31,8%. Такое значительное увеличение расходов на финансирование народного хозяйства - одна из характерных особенностей государственного бюджета СССР 1945 года. По отдельным отраслям народного хозяйства указанная сумма ассигнований распределяется следующим образом:

ТАБЛИЦА

Увеличение расходов на финансирование народного хозяйства в 1945 году связано в основном с ростом затрат на капитальное строительство и в первую очередь - на восстановительные работы в освобожденных районах.

Выполнение намеченной на 1945 год программы капитальных работ обязывает наши хозяйственные организации уделять серьезное внимание вопросам удешевления строительства.

_________________________________________________________________________________________

Финансирование социально – культурных мероприятий

В государственном бюджете СССР на 1945 год предусматривается также увеличение расходов на социально-культурные мероприятия. Эти расходы возрастают с 51,1 млрд. руб. в 1944 году до 66.1 млрд. руб. в 1945 году, т. е. на 15.0 млрд. рублей. По отдельным мероприятиям ассигнования определены в следующих размерах:

ТАБЛИЦА

_________________________________________________________________________________________

Расходы на управление

Расходы на содержание органов государственного расходования проектируются на 1945 год в сумме 9,5 млрд. руб., в том числе по союзному бюджету - 3,1 млрд. руб. и по государственным бюджетам союзных республик - 6,4 млрд. руб. По сравнению с 1944 годом расходы на аппарат государственного управления увеличиваются на 2,2 млрд. руб., в основном - на содержание органов управления в районах, освобожденных от немецких оккупантов.

Однако, немало еще лишних средств тратится в ряде случаев на содержание управленческого аппарата. Нужно, чтобы руководители предприятий и учреждений больше занимались вопросами улучшения работы аппарата и всемерно сокращали управленческие расходы.

_________________________________________________________________________________________

Республиканские и местные бюджеты

Товарищи депутаты! Государственный бюджет СССР на 1945 год впервые за годы войны включает бюджеты всех союзных республик по всей их территории. Это—результат величайших побед нашей доблестной Красной Армии.

Общий объем государственных бюджетов союзных республик на 1945 год определен в 52,2 млрд. руб. По сравнению с 1944 годом он увеличивается на 14,5 млрд. руб. или на 38,6%.

Такое увеличение объема государственных бюджетов союзных республик обусловливается, главным образом, ростом расходов союзных республик, освобожденных от оккупации. В целом объем бюджетов этих республик - Украинской, Белорусской, Молдавской, Литовской, Латвийской, Эстонской и Карело-Финской — увеличивается на 112,3%. Бюджеты остальных союзных республик возрастают на 22,3%.

Государственные бюджеты отдельных союзных республик на 1945 год представляются в следующих суммах:

ТАБЛИЦА

Рост бюджетов союзные республик на четвертом году войны говорит о дальнейших успехах ленинско-сталинской национальной политики. В годы Великой Отечественной войны еще больше окрепла нерушимая дружба народов Советского Союза.

Чтобы укрепить доходную базу республик, подвергшихся временной оккупации, и обеспечить восстановление местного хозяйства и национальной культуры, намечены дотации из союзного бюджета в размере 3.780 млн. руб.

В расходах союзных республик крупные суммы намечаются на финансирование народного хозяйства. Общая сумма расходов на финансирование народного хозяйства определена в 9,2 млрд. руб. против 6,2 млрд. руб. в 1944 году, т. е. возрастает на 48,4%.

Такое увеличение расходов на народное хозяйство отвечает задачам быстрого восстановления местной промышленности, городского и дорожного хозяйства в республиках, освобожденных от немецкой оккупации, а также обеспечивает дальнейшее развитие и укрепление местного и городского хозяйства в остальных союзных республиках.

Для укрепления республиканских и местных бюджетов намечается повышение размеров отчислений по государственному займу и военному налогу в республиканские и местные бюджеты. Размер отчислений по государственным займам в бюджет РСФСР повышается с 15% до 25 %, а по бюджетам других союзных республик с 15% до 50%. Отчисления от военного налога в бюджеты союзных республик , кроме РСФСР, увеличиваются с 5 до 15%. Бюджет Союза ССР на 1945 год предусматривает мобилизацию средств для победного окончания Великой Отечественной войны, для восстановления разрушенного хозяйства в освобожденных районах, для дальнейшего укрепления и развития народного хозяйства и культуры нашей страны.

Победа близка. К ней ведет нас великий Сталин!

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Наркомфин СССР