Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Театр имени Кирова

Газета «Звезда» №218 от 14.09.1941
Автор статьи: Е. М. Радин
Текст документа:

Театр имени Кирова

Вчера Молотове начались спектакли Ленинградского Государственного Ордена Ленина Академического театра Оперы и Балета им. С. М. Кирова, старейшего музыкального театра нашей страны. Творческое развитие этого театра связано с постановкой опер Глинки, Даргомыжского, Серова, с исполнением большинства опер и балетов Чайковского, с работой над первыми постановками «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» и «Хованщины» Мусоргского, многих опер Римского-Корсакова и т. д. Наряду с этим, на сцене Мариинского театра, нашли достойное воплощение и лучшие классические оперы Верди, Россини, Бизе, Гуно и других иностранных композиторов. Вокальная культура Мариинского театра была прославлена замечательными русскими певцами О.А. Петровым, Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым, И. В. Ершовым и др., хореографическая — О. О. Преображенской, Анной Павловой, Т. П. Карсавиной и многими другими выдающимися балеринами и танцовщиками. В театре работали известный дирижер и композитор (автор оперы «Дубровский») Э. Ф. Направник, первоклассные балетмейстеры во главе с М. И. Петипа, лучшие русские театральные художники. Благодаря этому театр уже до революции накопил огромные художественные ценности, сделавшие его мировым центром в области оперы и балета.

Великая Октябрьская социалистическая революция, превратив бывший Мариинский театр в Государственный Академический театр Оперы и Балета, выдвинула перед ним новые творческие задачи. С одной стороны, театру предстояло сохранить и развить лучшее из великих традиций прошлого, с другой—освободить театр от оперно-балетных штампов и условностей. Вместе с тем, театр должен был активно включиться в социалистическое строительство путем создания новых глубоких по своему идейному содержанию спектаклей советской тематики. Смотр искусства Ленинграда, проходивший в прошлом году в Москве, воочию показал, что за годы революции театр с честью справился с этими задачами. Театру удалось разрешить проблему советского художественного академизма, живого, действенного, творчески сочетающего лучшие традиции прошлого с принципами социалистического реализма в искусстве.

Постановка оперы Глинки «Иван Сусанин» с новым текстом поэта С. М. Городецкого в редакции Л. В. Баратова и А. М. Пазовского, которой театр открывает свои спектакли в г. Молотове, была отмечена правительственным постановлением: Главному дирижеру театра и его музыкальному руководителю Народному артисту СССР орденоносцу А. М. Пазовскому присуждена за эту постановку Сталинская премия.

Ряд больших творческих удач знает театр имени Кирова в области работы над советской оперой. На его сцене с большим успехом прошли опера Чишко «Броненосец Потемкин», воскрешающая один из волнующих эпизодов эпохи революции 1905 года, опера Хренникова «В бурю», отображающая борьбу против «антоновщины» в годы гражданской войны, опера Фарди «Щорс» с образом выдающегося советского героя-полководца.

Полностью сохранив классическое наследие, составившее русскому балету мировую славу, театр имени Кирова осуществил постановку ряда новых советских балетов.

Исключительные заслуги театра им. Кирова в деле развития советского балетного искусства, также отмечены постановлением правительства о присуждении Сталинских премий. Народной артистке РСФСР орденоносцу Г. С. Улановой, Заслуженному деятелю искусств орденоносцу В. М. Чабукиани, Заслуженной артистке орденоносцу Н. М. Дудинской.

Молотовскому зрителю театр имени Кирова покажет весь свой основной оперный и балетный репертуар, классический и современный. Ни на минуту не ослабляя своей творческой энергии, театр будет вести работу над новыми постановками и даст в течение сезона несколько премьер, а также ряд концертов симфонического оркестра по тематическим программам.

Имея богатый опыт шефской работы в Краснознаменном Балтийском флоте и частях Ленинградского военного округа, прочно удерживая переходящее красное знамя за военное шефство, театр, одновременно с началом спектаклей, начнет систематическое обслуживание Красной Армии. Работа в Красной Армии будет предметом особого внимания всех работников театра, как священный долг каждого советского патриота.

Е. М. РАДИН— директор Ленинградского Государственного Ордена Ленина Академического Театра Оперы и Балета им. С. М. Кирова, орденоносец.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Культура и досуг; Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова; Театр; Эвакуация: Ленинград-Молотов; Молотов; Искусство; Пазовский А.М.; Хренников Т. Н.; Чишко О.С.; Фарди Г.К.; Уланова Г.С.; Чабукиани В.М.; Дудинская Н.М.; Радин Е.М.