Забытые уроки
Этого письма с фронта адресат не ожидал. Пришло оно совсем неожиданно, лежало в пачке других, и было прочтено в порядке очереди. Письмо деловое, служебно, от командира батальона на имя заведующего отделом гособеспечения райисполкома сообщало о волнующем деле.
Командир писал, что один из его бойцов Д. П. Фадеев очень беспокоится за свою семью, эвакуированную из Донбасса. Жена его и двое маленьких детей живут в холодной квартире, не имеют дров и почему-то не получают государственного пособия. Тревога за здоровье детей не оставляет отца. Семье нужна помощь. Эту помощь командир и просил оказать.
На фронтовые письма у нас принято быстро, немедленно отвечать. Но на это письмо ответ не был дан. Ни в апреле, когда оно пришло, ни в мае, ни в следующие месяцы.
Прошел почти год. Летом 1943 года дрова семье Фадеева уже были не нужны, но пособие ей попрежнему не выдавали. Вторичная попытка бойца отца помочь детишкам через райком партии тоже оказалась безуспешной. Недавно эти два оставшиеся без ответа фронтовые письма были найдены в папке дел семей военнослужащих Кишертского отдела гособеспечения.
Так приходится снова возвращаться к существующему в Кишертском районе положению с обеспечением семей фронтовиков. Мы говорим снова потому, что Кишерть уже однажды заслужила печальную славу бездушием и бюрократизмом работников учреждений и организаций района в делах, связанных с семьями военнослужащих. О них стало широко известно всей области из решений XI пленума обкома ВКП(б). Пленум сурово осудил тогда кишертских руководителей.
Это было в марте прошлого года. А в апреле поступило письмо о семье Фадеева... А в октябре вместе с другими районами в Кишерти начали проводить месячник помощи семьям фронтовиков.
Но здесь не понимают значения месячника. И, проводя месячники один за другим, здесь попрежнему оказенивают помощь семьям военнослужащих. Вот и сейчас в районе закончился очередной такой месячник, проведенный вторично потому, что первый не дал желаемых результатов.
Некоторые организациии и сельсоветы, канатная фабрика, Черноярский сельсовет — добились серьезных успехов, много помогли семьям фронтовиков дровами, деньгами, вещами и продовольствием. Но в целом новый месячник снова прошел неудовлетворительно.
Известно, например, как нужна зимой детям в деревне теплая валеная обувь. Многие из них ходят в школу за 2—3 километра. А валенок нет. Есть у Кишертского райпотребсоюза для этой цели несколько сотен килограммов шерсти. Но валенки из нее не катают по совершенно возмутительной «причине» — не могут договориться с райпромкомбинатом о цене за катку. Шерсть лежит с октября на складах. Тем временем многие дети фронтовиков бегают в школу в дырявой обуви.
Или так. В январе Низковское сельпо выдало хлеб семьям военнослужащих эвакуированных с запозданием в 2 недели, а хлебные карточки за январь были выданы семьям военнослужащих в подавляющем большинстве сельсоветов только 3—4 января. А месячник был в это время в самом разгаре.
В Кишерти в который раз предупреждают председателя райпотребсоюза Веретенникова за безобразия, творимые торговой сетью по отношению к семьям военнослужащих. В Кишерти в который раз клянутся чутко встречать каждое заявление, каждую просьбу отца или жены фронтовика... А в то же время в райфо, незаконно взыскав с красноармейской семьи Ширяева налог в 900 рублей и признав затем свою ошибку, деньги обратно не возвращают.
А сколько жалоб и заявлений от семей фронтовиков лежит в других организациях района без ответа, лежит потому, что руководители сельских советов часто не хотят дать необходимых справок по делу, не отвечают на многократные запросы о них.
Так продолжается в Кишертском районе старая, уже раз осужденная практика.
Н. Бояршинова