Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Театру нужна помощь

Газета «Звезда» №20 от 29.01.1944
Автор статьи: С. СТРИЖОВ
Текст документа:

Театру нужна помощь

Одним из последних эшелонов выехал театр имени Кирова из своего родного города тяжелой осенью 1941 года.

Помнится, как состав, который пришел в Молотов, убрали на запасный путь, как подошел новый состав. На платформах — заводское оборудование, станки, машины. И снова теплушки, и снова люди. Незабываемые дни, когда Урал принимал эти эшелоны. А спустя немного времени, театр имени Кирова уже давал свой первый спектакль в помещении Молотовского областного театра оперы и балета.

Прошло более двух лет. За это время театр осуществил немало замечательных работ, получивших всеобщее признание. Дважды работа театра и создатели этих работудостаивались Сталинских премий.

Это говорит о многом и, в частности, о том, что областные и городские организации уделили Кировскому театру огромное внимание, ему оказали организованный прием во всем большом значении этого слова.

Невольно возникает вопрос: организованно ли была проведена работа по сохранению Молотовского областного театра оперы и балета, театра, который должен был в 1941 году отмечать свое 70-летие со дня существования? Сохранен ли был оперный и балетный коллектив, которому пришлось уступить свое театральное помещение ленинградскому собрату?

На эти и многие другие вопросы можно было бы датьлишь один ответ: — Увы, нет! Но сейчас, пожалуй, уже и не время задаваться такими вопросами. Это время ушло. Сейчас нужно думать о другом, серьезно думать о восстановлении нашего областного театра оперы и балета, о приведении его в такое творческое состояние, какое он имел, по крайней мере, ко дню своего расформирования. И к этой работе необходимо привлечь замечательного помощника, обладающего колоссальным опытом,— театр имени Кирова.

Прошло более двух лет с того дня, как молотовцы не встречаются со своей оперой. Но кто из нас забыл ее? Кто не помнит таких спектаклей, как «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Кармен», «Травиата» и другие?

Молотовцы помнят таких певцов, как В.И. Балашов,Е.С.Глаголев, Н.А,Сидоров, М.Г.Шуйский, А.А.Кулысев, Н.Т. Измайлова, В.И. Казанская, Л. И. Вдовина, А. А. Шилловский, Г. Д. Прокофьева и многих других, по праву пользовавшихся успехом у слушателя. Мы помним дирижеров Я. М. Лазовского и И. И. Бушуева, превосходного хормейстера Л. Н. Виссонова, художника Е Шуйского.

Много испытал театр трудностей за годы войны. После расформирования некоторая часть актеров разъехалась по другим театрам. А небольшая группа актеров, все же, сорганизовалась и в концертном плане подготовила несколько опер, которые с успехом начала показывать в городах и районных центрах Молотовской области. Из артистов балета тоже создалась небольшая самостоятельная группа. Это было все, что осталось от большого театрального коллектива. Шли дни, шли месяцы, прошел год. Оперная и хореографическая группы слились вместе. Театр, такой здоровый в своей основе, начал рождаться вновь.

И вот мы на спектакле «Ромео и Джульетта», премьера которого на днях состоялась и Краснокамске, где сейчас работает молотовская опера. Спектакль идет в старом оформлении Е. Шуйского. За пультом дирижер И. И. Бушуев. Оркестр явно мал, и дирижеру трудно добиться того, чего бы хотел он, но все же небольшой оркестр звучит стройно, слаженно, и Бушуев с большим настроением проводит весь спектакль. Переполненный зрительный зал шумно аплодирует Б. И. Балашову, создавшему полный лирики образ Ромео. В. И. Казанская чудесно поет Джульетту. Большой успех выпадает на долю Е. Глаголева, Г. Прокофьевой и других.

В Молотовский оперный театр влились новые силы — художественный руководитель и главный дирижер И. А. Гитгарц, режиссер Л. М. Брагинский, дирижер В. П. Ульрих. С успехом работают и паши старые знакомые режиссер М. Г. Шуйский, дирижеры И. И. Бушуев, М. С. Лазовский, балетмейстер Г. И. Язвинский, хормейстер Л.Н. Виссонов.

Говорят, что создать заново оперный театр это не менее сложно, чем выстроить крупный завод. Молотовскому отделу искусств явно повезло, что из расформированного Молотовского театра оперы и балета два года тому назад стихийно создалась небольшая группа оперных и балетных актеров, на основе которой вырастает сейчас театр. И надо сказать, что эта основа крепкая и надежная. Но это далеко не тот оперный театр, который мы знали на протяжения многих лет. Значит, надо его доформировать и доформировать не одними решениями и резолюциями, а певцами, музыкантами, танцорами, художниками, хористами, рабочими сцены, значит надо решить по-деловому целый ряд вопросов чисто бытового порядка, вопросы улучшения питания, снабжения, жилья, обеспечения театра красками, холстом, строительным материалом и т. д.

Мы говорили в начале нашей статьи о том, как организованно в Молотове встретили театр имени Кирова, говорили об этом не случайно. Четкая организация приема Ленинградского театра, создание ему всех необходимых условий для работы дает право думать, что и Молотовский отдел искусств и все связанные с работой театра учреждения, также серьезно подойдут к возрождению Молотовской оперы.

С. СТРИЖОВ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Театр