Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​О государственном бюджете СССР на 1944 год и исполнении государственного бюджета СССР за 1940, 1941 и 1942 годы

Газета «Звезда» №21 от 30.01.1944
Текст документа:

О государственном бюджете СССР на 1944 год и исполнении государственного бюджета СССР за 1940, 1941 и 1942 годы

Доклад Народного Комиссара Финансов Союза ССР тов. А. Г. Зверева на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей 23 января 1944 года

Татарищи депутаты! Свыше двух с половиной лет народы нашей великой Родины напрягают все силы для того, чтобы разгромить немецко-фашистских захватчиков.

Героическая Красная Армия, руководимая гениальным полководцем Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным, с исключительным мужеством и силой наносит сокрушительные удары по немецко-фашистским оккупантам, гонит их все дальше и дальше на Запад, с каждымднем приближая окончательную победу над врагом.

Успехи Красной Армии неразрывно связаны с самоотверженной работой миллионов советскихлюдей на фабриках, заводах, в шахтах и рудниках, на транспорте, в сельском хозяйстве, в государственных учреждениях.

Наша мощная индустрия, созданная в годы сталинских пятилеток, явилась материально технической базой боевых успехов Красной Армии. Расширяя и укрепляя военное хозяйство, советский народ одновременно проводит большую работу по ликвидации последствий немецкого хозяйничания в районах, освобожденных от оккупации.

Народам нашей страны предстоят еще жестокие битвы с ненавистным врагом. От трудящихся Советского Союза требуется еще большее напряжение сил, мобилизация всех ресурсов государства для полного обеспечения потребносте фронта.

Советский народ и его доблестная Красная Армия, вдохновленные гением великого Сталина, с честью выполнят свой долг перед Родиной, обеспечат полныйразгром гитлеровских захватчиков.

Государственный бюджет 1944 года, представленный Советом Народных Комиссаров Союза ССР на ваше рассмотрение иутверждение, отражает непоколебимую волю советского народа к победе над врагом.

Государственный бюджет СССР ЗА 1940, 1941 и 1942 годы

Огромный подъем народного хозяйства Советского Союза в годы мирного строительства являлся основой значительного роста государственного бюджета. За 1940 год государственный бюджет СССР выполнен по доходам в сумме 180,2 млрд. рублей, а по расходам—174,3 млрд. рублей. По сравнению с предшествующим годом доходы бюджета увеличились на 24,2 млрд, рублей или на 15,5 проц.

Государственный бюджет СССР на 1941 год, утвержденный VIII Сессией Верховного Совета СССР по доходам в сумме 216,8 млрд. руб. и по расходам—216 млрд. руб., обеспечивал дальнейший рост производительных сил страны и развитие культуры советского народа, исходя из обстановки мирного времени.

Нападение в середине 1941 года фашистской Германии на Советский Союз потребовало коренной перестройки нашего народного хозяйства на военный лад и внесения существенных изменений в государственный бюджет в процессеего исполнения.

Гигантский размах военных действий, высокая техническая оснащенность современной армии требуют исключительно больших затрат материальных и денежных средств. Вот почему в 1942 году военные расходы по государственному бюджету возросли до 108,4 млрд. рублей, а в 1943 году, по предварительным данным, до 124,7 млрд. рублей. Наряду с этим на государственный бюджет были возложены огромные затраты, связанные с военной перестройкой отраслей народного хозяйства, перебазированием промышленности в восточные районы страны и строительством новых военных предприятий. Увеличились также расходы государственного бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям.

Война подвергла серьезному испытанию экономику и финансы нашего государства. Весь ход войны свидетельствует о том, что это испытание выдержано с честью.

Вспомним экономическое и финансовое состояние России в период войны 1914—1917 гг. Хотя военные расходы России были во много раз меньше, чем военные расходы СССР в этой войне, экономика и финансы России к концу войны пришли в полное расстройство.

Отечественная война советского народа с немецко фашистскими захватчиками предъявила к народному хозяйству и финансам несравненно более высокие требования, чем война 1914—191.7 гр. Несмотря на большие разрушения, причиненные фашистскими оккупантами нашим предприятиям, транспорту, колхозам и совхозам, советское государство нашло достаточные ресурсы для обеспечения огромных затрат, связанных с войной. Силы нашего народного хозяйства за годы войны увеличились и окрепли. В этом сказались преимущества советской системы хозяйства, мощь нашего государства, дружба народов Советского Союза. В этом сказались самоотверженность и героический труд советских людей, большая организаторская работа, проведенная партией и правительством под руководством великого Сталина.

(Бурные аплодисменты).

Основным источником финансирования военных расходов являются доходы и накопления государственных предприятий и организация. При этом надо учесть, что временная оккупация немецко фашистскими захватчиками важных в экономическом отношении районов и перевод части предприятий, производящих товары широкого потребления, на изготовление военной продукции, сказались на поступлениях в бюджет по важнейшему доходному источнику — налогу с оборота.

Наша промышленность, сельское хозяйство, транспорт добились за годы войны серьезных успехов.

Улучшение организации производства позволило намного повысить производительность труда на наших предприятиях и снизить себестоимость продукции. Достаточно сказать, что в 1942 году в государственной промышленности себестоимость продукции снизилась на 9.2 процента. Предварительные итоги работы промышленности за 1943 год показывают дальнейшее снижение себестоимости на 5 процентов.

Наиболее крупных успехов достигла военная промышленность. Снижение цен на военную продукцию определяется в сумме около 35 млрд. рублей. В то же время отчисления от прибылей в бюджет от государственных предприятий и организаций, по сравнению с довоенным уровнем, уменьшились незначительно. Поступления прибылей в бюджет в 1940 году составили 21,7 млрд. рублей, в 1943 году—19,9 млрд. рублей.

Следует отметить, что сверх отчислений от прибылей за время войны в бюджет были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, кооперативных организаций и банков долгосрочных вложений всего на сумму свыше 20 млрд. рублей.

Большое место в доходах государственного бюджета занимают поступления денежных средств от населения. Всенародный характер войны против немецких захватчиков находит свое яркое выражение в многообразной помощи трудящихся своему государству.

В образованные по инициативе рабочих, крестьян и интеллигенции Советского Союза Фонд обороны и Фонд Красной Армии поступило за 1941 — 1943 годы около 13 млрд. рублей. Кроме того, в эти фонды внесено много драгоценностей и большое количество сельскохозяйственных продуктов.

Крупным вкладом в дело обороны нашей Родины явились средства трудящихся, поступившие по государственным займам. Всего за два с половиной года войны по государственным займам и денежно-вещевым лотереям от населения поступило в государственный бюджет 38,6 млрд. рублей.

По военному налогу, введенному во время войны, поступило 33 млрд. рублей

По предварительным данным государственный бюджет СССР за 1943 год в общих показателях выполнен по доходам на 104.6 процента и по расходам—на 100,2 процента.

Говоря о ресурсах бюджета, направляемых на финансирование фронта, следует отметить существенное значение помощи, оказываемой союзниками в виде поставок вооружения, материалов и продовольствия для Красной Армии.

Государственный бюджет СССР на 1944 год

Товарищи депутаты! Государственный бюджет на 1944 год, представленный Советом Народных Комиссаров Союза ССР на ваше утверждение предусматривает обеспечение военных расходов государства, расходов на проведение мероприятий по восстановлению хозяйства и социально культурных учреждений, разрушенных немецкими оккупантами во временно захваченных ими районах, и на дальнейшее развитие народного хозяйства и культуры народов Советского Союза.

Исходя из поставленных на 1944 год задач, доходы и расходы государственного бюджета СССР определены в сумме 245,6 млрд. рублей, что составляет против 1943 года увеличение на 17,1 процента

Финансирование обороны

Наша доблестная Красная Армия, выполняя задачи, поставленные Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным, смело и решительно громит немецко-фашистских захватчиков.

«Победа теперь близка,—говорит товарищ Сталин,—но чтобы ее завоевать, необходимо новое напряжение сил...»

В нынешней войне с гитлеровской Германией решаются судьбы не только нашей страны, но и всех свободолюбивых народов, всего прогрессивного человечества. В этой невиданно ожесточенной войне, масштабы которой во много раз превышают все прошлые войны, основную тяжесть до сего времени несут народы Советского Союза.

Задачи скорейшего и полного разгрома гитлеровской Германии требуют больших ассигнований на военные нужды. В связи с этим в проекте государственного бюджета СССР на 1944 год общая сумма расходов на финансирование Наркомата Обороны и Наркомата Военно-Морского Флота предусмотрена в 128,4 млрд, рублей.

Финансирование народного хозяйства

Ассигнования на финансирование народного хозяйства по государственному бюджету определены в сумме 44,7 млрд. руб. против 31,1 млрд. рублей в 1943 году, что составляет увеличение на 43,7 процента.

В соответствии с задачами, стоящими перед нашей страной, ассигнования из бюджета по отдельным отраслям народного хозяйства распределяются следующим обрезом:

ТАБЛИЦА

Столь значительное увеличение бюджетных ассигнований связано прежде всего с осуществлением поставленной товарищем Сталиным важнейшей задачи — возродить разрушенные промышленность, транспорт, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство в районах, где временно хозяйничали гитлеровские погромщики.

В 1944 году предусматриваются крупные вложения на восстановлениеДонбасса, южной металлургии, железнодорожного транспорта, колхозов, совхозов и МТС. Всего на восстановление хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов, предусматриваетсяизрасходовать в 1944 году около 16 млрд. рублей.

Рост расходов на финансирование народного хозяйства в значительной мере обусловлен увеличением объем и капитальных вложений. Общий размер затрат по государственному бюджету на капитальное строительство предусматривается в 1944 году в сумме 20.786 млн. рублей. В эти суммы не входят направляемые на капитальное строительство амортизационные отчисления, прибыли хозяйственных организаций, а также внутренние ресурсы строительства.

В соответствии с увеличением объема производства в 1944 году предусматривается прирост собственных оборотных средств хозяйственных организаций на 4,5 млрд. руб., в том числе за счет средств государственного бюджета—на 2 млрд, рублей.

Огромные затраты из бюджета в 1944 году на финансирование народного хозяйства требуют усиления внимания к вопросам проведения жесточайшего режима экономиив расходовании государственных средств.

Выполнение плана капитальных работ и правильное использование крупных бюджетных ассигнований на народное хозяйство будут содействовать дальнейшему укреплению военной и экономической мощи советского государства.

Финансирование социально - культурных мероприятий

Государственный бюджет 1944 года обеспечивает широкую программу социально-культурного строительства в нашей стране. Расходы на социально-культурные мероприятия по бюджету на 1944 год запроектированы в сумме 51,4 млрд. рублей против 37,2 млрд. рублей в 1943 год,у т. е. с ростом на 14,2 млрд, рублей или на 38,2 процента.

К концу 1944 года в школах будет обучаться на 4,2 млн. учащихся больше, чем к началу года. Помимо роста школьной сети и контингентов учащихся, увеличение затрат на школы, обусловлено проведенным с 1 августа 1943 года повышением заработной платы учителям.

Дальнейшее вовлечение женщин в производство вызывает необходимость расширения сети детских садов. К концу 1943 года в детских садах содержалось 1.340 тысяч детей, в 1944 году будет: 1.762 тысячи детей, т. е. на 422 тысячи больше.

Советское государство широко развернуло сеть детских домов для детей, оставшихся сиротами, а также для детей, родители которых сражаются в рядах доблестной Красной Армии. В 1944 г. намечено дальнейшее увеличение сети детских домов. На содержание детских домов в 1944 году ассигнуется 1,7 млрд. руб. против 0,9 млрд. руб. в 1943 году.

Большое увеличение ассигнований предусматривается на подготовку специалистов высшей и средней квалификации.

Важное место занимают в бюджете расходы на подготовку квалифицированной рабочей силы для народного хозяйства. Сеть ремесленных и железнодорожных училищ возрастает в 1944 году более чем на 20 процентов, а школ ФЗО—на 30 процентов.

Расходы на научно исследовательские учреждения составят в 1944 году 1,3 млрд. руб.

Расходы на здравоохранение по государственному бюджету на 1944 год определены в размере 10,4 млрд. руб. против 8,4 млрд. рублей в 1943 году, что составляет увеличение на 2 млрд. руб. или на 23,8 процента.

Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение увеличиваются с 12,4 млрд. руб. в 1943 году до 15,4 млрд. руб. в 194 4 году, т. е на 3 млрд. руб. или на 24,2 процента, главным образом, в связи с ростом общей суммы пенсий и пособий, выплачиваемых военнослужащим и их семьям. Наряду с выплатой пенсии и пособий, семьям военно-служащих предоставлены большие льготы по налогам, квартирной плате, плате за обучение детей в школах, техникумах и вузах.

Повседневная забота о семьях защитников Родины не ограничивается назначением государственных пенсий, пособий и предоставлением льгот. В широкой помощи народа Красной Армии особое место занимают материальное обеспечение и бытовое устройство семей военнослужащих. Правительством созданы специальные республиканские и местные органы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, Тем самым еще раз подчеркивается первостепенное государственное значение этого дела.

Значительная часть бюджетных ассигнований на социально культурные мероприятия направляется на финансирование затрат по воссозданию культурных учреждений в районах, освобожденных от немецких захватчиков.

В 1944 году объем восстановительных работ еще более возрастает. К концу этого года школьная сеть охватит в освобожденных от фашистской оккупации областях 4,3 млн учащихся, будут работать 86 вузов и 313 техникумов, 79 театров и 1.372 кино-установки, сотни и тысячи культурно-просветительных, научных и лечебных учреждений. Общая сумма бюджетных расходов на просвещение в освобожденных от оккупации областях Украины и Белоруссии составит в 1944 году 3,3 млрд. руб., а расходы на здравоохранение -4 млрд. рублей.

Расходы на управление

На 1944 год расходы на содержание органов государственного управления определены в 6,7 млрд. руб., в том числе по союзному бюджету в 2,3 млрд. рублей и по бюджетам союзных республик— в 4,4 млрд. рублей. По сравнению с 1943 годом расходы на аппарат государственного управления в 1944 году увеличиваются на 1,5 млрд. руб. Из этой суммы свыше одного миллиарда рублей приходится на расходы по содержанию аппарата в районах, освобожденных от немецких захватчиков.

Накопления государственных предприятий и организаций

Как в предыдущие годы, так и в 1944 г. основным источником средств, направляемых на финансирование военных расходов, на развитие народного хозяйства и на социально культурные мероприятия, являются доходы инакопления государственных предприятий и организаций

Платежи по налогу соборота определены в 80,2 млрд. руб., т. е. увеличиваются по сравнению с 1943 годом на 9,1 млрд. рублей. Отчисления от прибылей в государственный бюджет составят 23 млрд, руб., т. е. возрастают на 3,1 млрд. руб. В основе этого роста лежит увеличение промышленного производства и рост накоплений в отраслях народного хозяйства.

Выполнение предусмотренных бюджетом планов отчислений от прибылей зависит от того, как выполняется план накоплений.

На 1944 год прибыли государственных предприятий и организаций предусмотрены в размере 27,3 млрд. рублей против 21.7 млрд. рублей в 1943 году, т. е. возрастают па 5.6 млрд. рублей. При этом по промышленности они увеличиваются с 11,8 млрд. руб. до 15 млрд. руб. и по транспорту и связи с 5,3 до 7,6 млрд. рублей.

Чтобы обеспечить выполнение плана по прибылям, хозяйственникам необходимо усилить борьбу за выполнение количественных и качественных показателей, за строжайшее соблюдение режима экономии.

Если в годы мирного внимание нашего народа было сосредоточено на бережном расходовании материальных и финансовых ресурсов, то в нынешних условиях, при огромных масштабах военных затрат, борьба за строжайший режим экономии приобретает исключительно важное значение.

В отраслях народного хозяйства имеются большие резервы экономии, большие возможности роста накоплений. Однако далеко не все руководители предприятий и хозяйственных организаций усвоили себе эту истину. Немало еще имеется предприятий, которые допускают перерасходы материалов, непроизводительные расходы, брак изделий и т. п.

В повседневной борьбе за режим экономия большое значение имеет правильная постановка на предприятиях учета и отчетности.

В решениях XVIII Всесоюзной конференции ВКП (б) было особо подчеркнуто, что без правильного учета нельзя управлять предприятием. Запущенность в учете лишает директора возможности правильно и полностью использовать ресурсы предприятия и обеспечить бесперебойный ход производства.

Между тем, многие руководители наших предприятий продолжают мириться с запущенностью и отсталостью учета и отчетности.

Поступление средств населения

Одним из важнейших доходных источников государственного бюджета является поступление средств населения. Рост военных расходов государства и необходимость увеличения ассигнования на восстановление и развитие народного хозяйства повысили значение платежей населения.

В проекте государственного бюджета СССР на 1944 год поступления по государственным налогам с населения предусматриваются в сумме 31,3 млрд. рублей. Правильное взимание этих доходов имеет большое государственное значение, так как это касается широких масс трудящихся города и деревни. Важное значение имеет, в частности, строгое соблюдете установленных законами налоговых льгот, предоставляемых, главным образом, семьям военнослужащих и инвалидам Отечественной войны. Вот почему при взимании налогов требуется исключительно четкая работа финансового аппарата. Этому делу должно быть уделено самое серьезное внимание и со стороны местных Советов депутатов трудящихся.

Значительная роль в доходах бюджета принадлежит государственным займам. В успешной реализации государственных займов находит себе яркое проявление советский патриотизм.

Поступления по государственным займам на 1944 год намечены в сумме 30,3 млрд. рублей, в том числе от размещения займов по подписке среди населения --21,7 млрд. рублей, среди колхозов и промысловых артелей—2,1 млрд. рублей, от займов, приобретаемых сберегательными кассами за счет специальных вкладов— 1 млрд. рублей.

Республиканские и местные бюджеты

На 1944 год общий объем республиканских и местных бюджетов устанавливается в сумме 38 млрд. рублей. По сравнению с 1943 годом он увеличивается на 10,6 млрд. рублей или на 41-,6 процента.

По отдельным союзным республикам эти бюджеты выражаются в следующих суммах (в млн. руб.):

ТАБЛИЦА

Из общего объема расходов бюджетов союзных республик 71,1 процента или 25,6 млрд. рублей направляется на социально-культурные мероприятия. По сравнению с истекшим годом расходы на социально - культурные мероприятия увеличиваются на 7,6 млрд. руб. или на 42,1 проц. Особенно возрастают расходы на просвещение – с 8,3 млрд. руб. до 13,7 млрд. руб. или на 66,2 процента. Расходы на здравоохранение повышаются с 7,5 млрд. рублей до 9,2 млрд. рублей или на 22,3 процента.

Ассигнования из бюджетов союзных республик на финансирование народного хозяйства определяются в сумме 5,1 млрд. рублей. Сравнительно с 1943 годом они возрастают на 1,7 млрд. руб. или на 47,5 процента. Из этих средств на финансирование промышленности направляется 1,5 млрд. рублей, на финансирование сельского хозяйства—1,5 млрд. руб., на финансирование коммунального хозяйства—1,7 млрд. рублей.

На финансирование капитальных вложений из республиканских и местных бюджетов ассигнуется в 1944 году 1.535 млн. руб. против 377 млн. руб. в 1943 году, в том числе на капитальные вложения промышленности— 523 млн. руб., коммунального хозяйства—552 млн. руб., сельского хозяйства—193 млн. рублей.

Большие затраты предусматриваются на восстановление разрушенного хозяйства и культурных учреждений в районах, где временно хозяйничали фашистские захватчики.

За время Отечественной войны, в связи с развитием местного хозяйства, увеличились собственные доходы бюджетов Союзных республик. В 1944 году эти доходы по всем союзным республикам составят 15,3 млрд. руб. против 12,4 млрд. руб. в 1943 г., т. е. возрастают на 23,3 проц., а их удельный вес во всех доходах бюджетов союзных республик составляет 42.5 проц. По Украинской ССР, в связи с разрушениями, причиненными хозяйству немецкими оккупантами, собственные доходы бюджета покрывают только 14,4 проц. расходов, а по Белорусской ССР — 6,3 проц. Поэтому в бюджеты этих союзных республик, кроме отчислений от общесоюзных доходов, предусматривается дотация из союзного бюджета в размере 1 млрд. 19 млн. рублей — бюджету Украинской ССР, в размере 327 млн. рублей - бюджету Белорусской ССР.

Для того чтобы обеспечить более равномерное поступление доходов в республиканские и местные бюджеты п установление правильных взаимоотношений между этими бюджетами, намечаются некоторые изменения в размерах отчислений в республиканские и местные бюджеты от общесоюзных налогов и доходов. Так, отчисления от государственных займов, размещаемых по подписке, устанавливаются вместо 25 проц. в 1943 г. 15 проц. в 1944 г.; отчисления от подоходного налога с населения сокращаются до 10 проц., кроме Армянской ССР, Таджикской ССР и Карело-Финсйой ССР. по которым они сохраняются в размере 100 проц. Отчисления в бюджеты союзных республик от налога с оборота соответственно увеличиваются.

Товарищи депутаты! Государственный бюджет, представленный на ваше утверждение, отражает основные задачи, поставленные перед нашей страной в 1944 году. Успешное пополнение бюджета требует от всех учреждений и хозяйственных организаций четкого выполнения своих обязательств перед бюджетом и экономного расходования денежных средств.

Для окончательного разгрома врага советский народ еще больше усилит помощь своей Красной Армии, мобилизует все ресурсы, всю мощь советского государства. В своей священной Отечественной войне против немецко - фашистских захватчиков народы СССР завоюют полную победу под водительством Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза великого Сталина! (Бурные аплодисменты).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Наркомфин СССР