НА ЗАДВОРКАХ…
Только что отзвучал звонок, возвестивший окончание урока.
Войдя в один класс, мы увидели любопытную картину. С десяток девочек, стоя в самых непринужденных позах, выслушивали преподавательницу, почти со слезами не то умолявшую, не то бранившую их за нежелание заниматься русским языком. Девочки сделали вид, что не замечают нас, и даже не ответили на приветствие.
Эта сцена натолкнула нас на мысль поглубже поинтересоваться постановкой идейно-вопистательной работы среди учащихся. Мы побывали на проверочных испытаниях в 14-й группе. Оказалось, что учащиеся не знают, например, о существовании Государственного Комитета Обороны, не знают, что председателем его является товарищ Сталин. Как же так? Комсомолка Медведева в овет на это заявила: «Нам никто ничего не рассказывал. А мы сами как могли знать, ведь газет не получаем».
Стало ясно, что преподавательский и руководящий состав училища в текущих делах, в заботах о производственных успехах учащихся (а в этой области достигнуто немало) пустил на самотек, привел в запущенность общую воспитательную работу с подростками.
Побывав потом в общежитиях, мы установили, что ученики этого крупнейшего ремесленного училища № 1, находящегося в областном центре, не знали о самых важнейших событиях конца 1943 г. – встрече товарища Сталина с Черчиллем и Рузвельтом, о принятой в Тегеране декларации.
Проходил здесь политдень на тему: «Всенародная помощь франту». Участие приняло в нем всего 2 процента учащихся. Никто к политдню не готовился, поэтому ни вопросов, ни выступлений на собрании не было. Не присутствовали здесь ни секретари комсомольской и партийкой организаций, ни директор училища и его два заместителя. Ясно, что такой политдень не дал результатов.
Запущенность воспитательной работы сказывается прежде всего в отсутствии соревнования между группами и сотрудниками. Руководители училища жалуются на плохую дисциплину, а 50 процентов учащихся не вовлечены в члены профсоюза. Разве вступление в члены профсоюза не явилось бы первой ступенью для соединения и дисциплинирования юношей и девушек?
Комсомольская организация не заботится о новых интересных формах воспитательной работы с подростками — о встречах с ранеными офицерами, кадровыми рабочими, об устройстве выставок, посвященных молодым героям фронта и тыла. 52 агитатора числятся в агитколлективе, но по существу они не работают. Забыта и наглядная агитация.
А ведь школа имеет все для отличной постановки и культурно-воспитательной, массовой политической работы. Есть свой клуб со специальным начальником, руководителем художественной самодеятельности и художником. Есть 10 воспитателей, освобождённый секретарь комсомольской организации, заместитель директора по политической части, около 300 преподавателей и обслуживающего персонала. Хорошая библиотека в училище, и, надо сказать, что работники библиотеки проявляют много инициативы в работе с ребятами. Но их не поддерживают в начинаниях.
Все эти богатейшие возможности остаются мертвым капиталом. Уж слишком быстро забыли здесь замечательные указания М. И. Калинина, сделанные им на торжественном собрании учащихся и работников московских ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО. 2 ноября 1942 года. Он говорил, обращаясь к учащимся: «Обучение заводской профессии не лишает вас возможности в будущем работать в любой другой области. Завод не загораживает дорогу к росту, а наоборот, широко открывает пути для общественно-политической, административной и, если хотите, для научной работы». Каких же односторонне подготовленных, ограниченных по зданиям молодых рабочих выпустит училище № 1, если здесь не прививают систематически вкус к литературе, к общественным наукам, к политическим знаниям.
Серьезная, глубокая перестройка всей воспитательной работы должна быть проведена в училище, чтобы оно по-настоящему выполняло свои задачи.
И. МЕЛЬНИКОВ - инструктор Сталинского райкома ВКП(б)