Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Комедия в ставке Гитлера

Газета «Звезда» №39 от 25.02.1944
Текст документа:

Комедия в ставке Гитлера

3 февраля Верховное Главнокомандование Красной Армии об’явило об окружении крупной группировки немецких войск в районе севернее Звенигородка-Шпола. Советское Информбюро ежедневно сообщало о ходе уничтожения окружённых немецких войск.

18 февраля сего года был издан приказ Верховного Главнокомандующего Красной Армии о завершении после ожесточённых четырнадцатидневных боёв операции по уничтожению 10 дивизий и одной бригады 8-й армии немцев, окружённых в районе Корсунь-Шевченковский. В этот же день Советское Информбюро опубликовало фактические данные об итогах этой блестяще проведённой нашими войсками операции по уничтожению крупной группировки вражеских войск.

Немецкое командование упорно замалчивало факт окружения своих войск и даже трезвонило о каких-то успешных боях в этом районе.

В начале 1943 года, после уничтожения советскими войсками трёхсоттысячной немецко-фашистской армии под Сталинградом, верховное командование германской армии возымело смелость признать тяжёлое поражение своей армии на советско-германском фронте. Правящая гитлеровская клика об’явила тогда по всей Германии трёхдневный траур по своей трёхсоттысячной армии, окружённой и уничтоженной советскими войсками у стен Сталинграда. Но теперь наступили другие времена, и гитлеровцы запели другие песни. Ныне гитлеровская клика, после тяжёлых поражений немецкой армии в течение истекшего года, не осмеливается более открыто признавать тяжёлые неудачи, постигшие немецкую армию на нашем фронте.

Немецко-фашистская военная машина, поставленная Красной Армией на грань полного поражения, не может выдержать подобных признаний без серьёзных военно-политических потрясений. Понятно поэтому, в силу каких причин ставка Гитлера настойчиво скрывала от германской армии, немецкого народа и мирового общественного мнения как сам факт окружения более семидесяти тысяч немецко-фашистских войск севернее линии Звенигородка-Шпола, так и особенно факт их ликвидации Красной Армией.

Но как ни стремились немцы замолчать тягчайшее поражение своих войск, заговорить им всё же пришлось, ибо в результате ликвидации 10 окружённых немецких дивизий было перебито 55 тысяч немецких солдат и офицеров и взято в плен 18.200 немцев, а также захвачена вся техника и всё вооружение окружённых немецких войск.

Как известно, немецкое командование предприняло отчаянные попытки вызволить свои войска из окружения, и, когда это не удалось, гитлеровцев охватила паника и растерянность. Нельзя расценить трюк, который выкинуло немецкое командование, иначе, как, отчаянный шаг зарвавшихся картёжных игроков и жуликов. А трюк этот состоит в том, что уже после ликвидации окружённых в-Шевченковский немецко-фашистских войск ставка Гитлера об’явила о том, будто бы уничтоженные свыше семидесяти тысяч немецких солдат и офицеров спокойно здравствуют, благополучно прорвавшись из окружения.

Конечно, немцы были бы не прочь устроить парад своим исчезнувшим 10 дивизиям, но, как говорится, мёртвых не воскресишь.

Потеряв десятки тысяч солдат и офицеров, уничтоженных Красной Армией за 14 дней боёв по ликвидации окружённых немецких дивизий, гитлеровцы утешают себя: если нет больше 10 немецко-фашистских дивизий, зато есть генералы, бросившие свои войска на произвол судьбы и скрывшиеся от них на самолётах. Это, прежде всего, командир 112 пехотной дивизии генерал-майор Либ и командир танковой дивизии СС «Викинг» генерал-майор Гилле. Воспользовавшись тем, что бросившие свои войска и сбежавшие на транспортных самолётах немецкие генералы оказались вставке немецкой армии, гитлеровцы разыграли смехотворную комедию. Гитлер принял этих генералов в своей ставке и выдал им «высшие награды» якобы за их «выдающиеся личные заслуги и за мужественную борьбу руководимых ими войск».

Понятно, что в любой армии, построенной на общепринятых принципах, эти генералы-дезертиры, заведшие свои войска в тупик и бесчестно бросившие их там на истребление, были бы преданы вечному позору и сурово судимы. Но Гитлеру и его эсэсовским генералам не до чести.

Понятна цель всей этой жульнической комедии, инсценированной в гитлеровской ставке: гитлеровцы пытаются при помощи этого дурацкого трюка скрыть второй Сталинград, устроенный Красной Армией для немецких войск, скрыть невиданное побоище, которое устроила Красная Армия немецко-фашистским разбойникам, скрыть преступления Гитлера, который обрёк 10 немецких дивизий на истребление.

Эту же цель преследует и следующий акт комедии — награждение командира 11-го немецкого армейского корпуса генерала Штеммермана, командовавшего окружённой группировкой и убитого в ходе боёв по ликвидации окружённых немецких дивизий. Труп этого незадачливого генерала был подобран на поле боя во всём его генеральском облачении после ликвидации окружённых немецких войск. Понятно, что теперь гитлеровский орден нужен Штеммерману не больше, чем мёртвому припарка.

Из комедии, так неумно разыгранной в гитлеровской ставке, одно очевидно: плохие времена наступили для немецко-фашистской армии на советско-германском фронте, коль Гитлер начал выдавать свои погибшие войска за действующие и награждать генералов, постыдно сбежавших с поля боя. Для всех очевидно также, что этот новый жульнический трюк, потерявших голову гитлеровцев, эта их шитая лыком новая комедия никого не может ввести в заблуждение относительно судьбы уничтоженных советскими войсками десяти немецких дивизий в-Шевченковский.

СОВИНФОРМБЮРО

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Зарубежная хроника