О ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ И ВЕЛИКОЙ НЕНАВИСТИ
Новый фильм «Радуга»
Советский читатель хорошо знает исключительной силы повесть Ванды Василевской о рабстве, принесенном немцами в захваченные районы советской Украины, о великой ненависти украинского народа, к немцам-извергам, о пламенной любви украинцев к своей советской Родине. Вышедшая в свет полгода года назад, повесть послужила теперь материалом для сценария фильма, написанного Василевской же. Иная обстановка внесла изменения в сюжет, ставший сюжетом фильма. И если там — в повести — радуга, неожиданно засверкавшая на украинском небе в необычно сильные холода зимы 1941—43 года, была символом надежды вообще на избавление от рабства, то радуга в фильме — символ конкретной, уже реально ощущаемой грядущей победы.
Можно смело оказать, что фильм, поставленный М. Донским (производство Киевской киностудии, г. Ашхабад), является одним из сильнейших, одним из наиболее впечатляющих фильмов, поставленных у нас за время войны.
Исключительно ярки, убедительны многочисленные эпизоды.
С простых людях, о колхозниках, хлебнувших немецкой каторги. О великой любви к Родине, которая дает силу партизанке Олене Костюк (ее с большой силой играет нар. арт. СССР Н. Ужвий) пройти сквозь пытки, издевательства, убийство немецким офицером машиной ее только что родившегося сына и не предать, не изменить Родине. О ненависти, какая рождается и разгорается громадным пламенем в сердцах глубоких стариков, равно как и в сердцах четырех пятилетних ребят.
Разве не защемит у зрителя сердце, когда он видит, как гоняют по снегу, в мороз, почти раздетую Олену человекообразные автоматы с автоматами в руках? И разве не рождает ненависть, непроизвольно сжимающую руки в кулаки, сцена, когда немец-зверь врывается в хату в поисках «млека» и наводит оружие на беззащитных ребят Малючиха (А. Лысянская)? И разве не возникает в груди великое чувство гордости за советских людей, когда на экране действуют Федосья (прекрасно играет ее А. Тяпкина) и дед Охабко (А. Дунайский)?
Да! И сердце щемит от горя, принесенного врагом на нашу землю, и ненависть к врагу воспитывает этот фильм, и чувство гордости возникает в груди зрителя, потому, что «Радуга,» — фильм огромной жизненной правды, громадной, едва вмещающейся в человеческое сердце страсти: страсти-ненависти к поработителям, страсти- любви к Родине. Потому что нет в фильме ни грана фальши: И это — не только в образах чудесных простых советских людей, но и в образах злого, холодного машиообразного человекоубийцы офицера Курта Вернера (тонко и с большим чувством меры сыгранного Г. Клерингом), любовницы Вернера Пуси, за чечевичную похлебку сытой жизни продавшей честь свою и родину (Н. Алисова), и предателя старосты Гаплика (И. Братерский). Удивительно берет за душу конечная сцена в фильме. Ворвавшиеся в село советские войска захватывают много пленных. Ненависть, накапливавшаяся месяцами в сердцах советских людей, прорывается наружу. Бойцам, ведущим пленных, едва удается отстоять их, чтобы они не были разорваны в клочья. И вот звучат проникнутые глубоким чувством слова Федосьи: «Бабы, вы хотите двумя минутами отделаться... Нет, пусть увидят, как будет метаться их проклятое племя, их проклятая страна. Тогда мы им дадим лютую смерть, а честная смерть отвернется от немецкой падали...»
Эпиграфом к фильму взяты слова из старинной украинской песни, которую поет брошенный вместе с другими колхозниками в подвал старик Охабко;
«Ой, яка душа
Хоче добре жить,
Хей за правду воюе!».
Слова этой песни действительно глубоко выражают содержание нового замечательного фильма.
С. ГИНЦ.
* * *
Фильм демонстрируется в открытом после ремонта помещении кинотеатра «Художественный». Надо отдать должное директору кино А. Веселовскому, которому удалось очень успешно отремонтировать все помещение, оборудовать его новой мебелью. Приятные, строгие тона окраски залов фойе и зрительного, изящная простота, отделки радуют глаз.