Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​Школа заканчивает учебный год

Газета «Звезда» №96 от 17.05.1944
Текст документа:

Школа заканчивает учебный год

Особенным был для советской школы третий военный учебный год, заканчивающийся на-днях.

Ряд постановлений правительства — об утверждении единых «Правил для учащихся», о введении раздельного обучения мальчиков и девочек в городах, о введении обязательного обучения детей с семилетнего возраста, начиная с 1944—45 учебного года, утверждение инструкции о порядке учета детей, подлежащих обучению,—и ряд приказов Наркомпроса РСФСР, направленных на решительное улучшение качества преподавания и укрепление дисциплины учащихся, определили коренные изменения в работе школ. В нынешнем же году было принято важнейшее постановление ЦК ВЛКСМ о мерах по улучшению работы комсомола в школе, требующее решительного поворота всего комсомола в сторону повседневной заботы о школе.

Речь идет о том, что именно нынче положено было начало ликвидациисамого существенного недостатка в системе школьного обучения — низкой грамотности, недостаточной образованности и культуры молодежи, выпускаемой школами.

Как же перестраивали свою работу в духе указанных требований школы Молотовской области? Слов нет, истекший год был и здесь периодом становления на путь улучшения качества преподавания, укрепления дисциплины, наведения твердого порядка во всех звеньях школьной жизни.

В Оханском районе, например, с большой ответственностью и серьезностью подошли к выполнению приказа Наркомпроса об усилений контроля за работой учителей и школ. Заведующие школами здесь посещают уроки, проверяют знания учащихся путем их опроса и просмотра тетрадей. За год были проверены все школы района, а в большинстве их проведена и вторичная проверка. Вопросы усиления контроля за работой школ и учителя, отмены соревнования, введения пятибалльной системы отметок и повышения требовательности к качеству обучения вдумчиво обсуждались на районных совещаниях директоров школ, на семинарах учителей и районной научно-педагогической конференции. Все это положительно сказалось на работе школ района.

Много хорошего можно сказать и о работе березниковских школ. Здесь отлично налажена методическая помощь учителю, широко поставленная внеклассная и внешкольная работа, проводимая разнообразными кружками Дома пионера, театра юного зрителя, во многом способствовала повышению культурного и общеобразовательного уровня березниковских школьников. Можно привести много положительных примеров из практики школ гор. Молотова.

Но отмечая эти отрадные примеры, следует признать, что в большинстве школ области коренного перелома в сторону резкого улучшения работы прошедший год не принес. Серьезные недочеты вскрыты были, например, в школах Коми-Пермяцкого округа. О каком стремлении к лучшему может говорить директор Белоевской средней школы т. Михайлова, если контроль за работой учителя здесь почти отсутствует, учащиеся недисциплинированы, знания их крайне ограничены и сбивчивы. Мало того, здесь еще в марте процветало отмененное январским приказом Наркома просвещения социалистическое соревнование учащихся.

То положение, что в школах отменено соревнование среди учащихся и учителей, что оценка работы учителя только по процентным показателям успеваемости строго осуждена и запрещена, а оценка знаний учащихся возложена на учителей под их персональную ответственность, некоторые из директоров школ неправильно поняли, как освобождение от обязанностей контролировать уроки и всю работу учителя. Так, заведующая Б.Гремячинской начальной школой Осинского района тов. Белова, работник с девятилетиям педагогическим стажем, считает, что ей не надо контролировать работу второй учительницы, так как она «и так хорошо работает».

Эти и подобные этим факты говорят о том, какая громадная работа предстоит еще работникам районо и школ.

Подводя итоги учебного года, нельзя умолчать о факторах, решавших всеобуч — об отоплении школ, обеспечении нуждающихся школьников одеждой и обувью, организации детского питания, обеспечении учеников учебно-наглядными и школьно-письменными принадлежностями. И если в течение года из наших школ отсеялись по различным, вполне устранимым причинам тысячи детей, то это означает одно: во многих районах о школах плохо заботились. Уместно здесь будет вспомнить о преступно - бюрократическом, бездушном отношении работников Краснокамского горисполкома к школьникам города. В Краснокамске по такой «уважительной» причине, как отсутствие помещения под детскую столовую, в течение всего учебного года «экономили» продовольственные фонды, отпущенные на детское питание.

Большие цифры отсева детей из школ за год—свидетельство недостаточного внимания к нуждам школ со стороны местных Советов, партийных и комсомольских организаций, показатель недостаточной борьбы районных отделов народного образования за всеобуч.

Сейчас школам предстоит серьезнейшая работа — провести переводные и выпускные испытания в строгом соответствии с инструкциями Наркомпороса, и главное—дать об’ективную оценку званий учащихся. Но имеющие необходимых знаний ученики не могут быть переведены в следующий класс или выпущены из школы. На испытаниях учителям предстоит продолжить начатую борьбу за высокие знания учащихся, углубленные в период подготовки к испытаниям. Пожелаем же им успеха в этом!

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Школа