Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

​КИНО: «КУТУЗОВ»

Газета «Звезда» №96 от 17.05.1944
Автор статьи: С. ГИНЦ
Текст документа:

КИНО: «КУТУЗОВ»

Почему с таким волнением, с таким захватывающим все внимание зрителя интересом смотрится этот новый фильм*) о великом русском полководце, победителе непобедимого дотоле Наполеона? Почему так напряженно и восторженно бьется сердце зрителя и жадно следят его глаза за всем, что происходит на экране?

Большое воздействие на зрителя фильм производит потому, что он правдив, убедителен, верно показывает те струны русской души, какие так мощно звучали во время великой Отечественной войны 1812 года. Потому, что именно этот талантливый показ родит чудесный отклик в сегодняшних наших чувствах. Фильм заставляет звучать сейчас те же струны души русского человека, невольно сравнивающего настоящее с событиями ста тридцатилетней давности, и находящего в сегодняшнем так много того, что веками заложено в русском человеке, что с такой силой проявилось в 1812 году и что с такой силой проявляется в наши дни великих боев за Родину против немецких захватчиков. Это—великая негасимая, вечно пламенеющая, неизбывная и не имеющая пределов любовь к своей родной

земле? неувядающее, немеркнущее чувство патриотизма,

И именно в образе Кутузова (в талантливейшем изображении его артистом А. Диким) воплощены лучшие черты русского национального характера. В образе Кутузова показами Диким с большой силой и его неповторимые великолепные индивидуальные черты. Не велик словесный материал роли Кутузова. Но блестящее мастерство актера, выразительная мимика, играющая у Дикого в изображении Кутузова крупнейшую роль, так много говорящие движения и жесты актера, медлительные и скупые, да стоящие иных длинных монологов,—все это рисует правдивый исторический и портретно верный, глубоко содержательный и заставляющий восхищаться им образ Кутузова.

В фильме много чудесных эпизодов, хорошо играющих актеров, прекрасно сыгранных и вызванных из истории образов. Очень удачны батальные сцены (большой успех одоратора М. Гиндина, художника В. Егорова), особенно сцены Бородинского боя, бегства французов через Березину, разграбления французскими голодными войсками складов в Смоленске. Ярко воссоздается Н. Охлопковым Барклай де-Толли, крупный полководец, честный служака, хорошо знающий военную науку, но не чувствующий души русского солдата, русского народа, без согласного звучания с которой невозможен успех в такой войне, какую вел в 1812 году русский народ. Много других удач в этом фильме, поставленном Вл. Петровым, во над всем стоит фигура Кутузова, как символ, как олицетворение стойкости, мужества русского народа.

Перед нами возникает образ гениального полководца, умеющего глядеть вперед, одаренного исключительным чувством перспективы; предвидения. Перед нами возникает и образ Кутузова —дипломата очень высокой марки, ярко показанный в сценах с Лористоном. Рисуется перед зри. толем и Кутузов—воспитатель й друг солдата, близко чувствующий его душу, относящийся к нему так, как учил относиться к солдату великий Суворов, учеником и сподвижником которого был Кутузов, Наконец. мы видим в Кутузове и глубоко чувствующего человека, что так хорошо п тепло г показано Диким в отношении Кутузова и к русскому воину, и к Багратиону (артист С. Закариадзе).

Железная воля и стратегический гений, военная хитрость и тонкий расчет, готовность жертвовать очень и очень многим ради конечной победы—все эти качества с большой убедительностью показаны Диким.

В запоминающемся эпизоде руководства Кутузовым Бородинским сражением атаман Платов не раз просит, почти умоляет главнокомандующего дозволить ему броситься с казаками в битву. Но Кутузов, руководящий боем, отвергает просьбы. «Надобность придет, — говорит он медленно и внушительно,—не только дозволю—прикажу». В этом эпизоде, в том, как произносится этот короткий ответ, светится расчетливый ум полководца, не делающего без надобности ни малейшего движения на поле боя.

Какие глубоко человечные чувства великого патриота проявляются в эпизоде с Барклаем после решения в Филях, принятого Кутузовым; отступить, отдать Наполеону Москву. Барклай, задержавшись после военного совета, опрашивает Кутузова, не прав ли он был, когда говорил о том, что Москва для него, как вое итого, лишь позиция и. как таковая, она невыгодна. Ответив Барклаю и отпустив его, Кутузов, едва почти шевеля губами, тяжело осев в кресле, произносит: «Москва — это только позиция? Москва — это... Москва». И в этих словах, в их интонации, в той боли, с какой они произносятся,—весь Кутузов с его глубокой душой и любовью к Родине, которая и подвигает его на такой шаг, как отдача Москвы Наполеону.

С под’емом проводит Дикий и другую сцену. В ответ на заданный в который уже раз вопрос, «ушли французы из Москвы?», Кутузов получает, наконец, ответ: «ушли». С каким вдохновением, удовлетворением, радостью шепчет мудрый старик «спасена Россия!» и как по-молодому загораются его глаза! И в этом сказывается та великая страсть, какая обуревала этого, казалось бы, столь уравновешенного, спокойного, медлительного старика, может быть, даже тяжкодума, — страсть великой боли за Россию, великой любви к ней. Любви, которая дала ему силу, победить Наполеона.

Наполеона хорошо играет С.Межинский. Он показывает всю трагедию Наполеона, который натолкнулся на великое сопротивление именно в России, где он вскоре после начала похода стал чувствовать обреченность свою. И когда мы глядим на правдиво сделанный С. Нежинским психологический и внешний облик Наполеона, созданный с большим портретным сходством, невольно вспоминается богомерзкий образ Гитлера, этого «завоевателя мира» из мюнхенских пивных, который и внешне пытается подражать недосягаемому для него образцу. И с большой силой понимаешь, что то, что не удалось великому Наполеону, тем более не удастся злой карикатуре на него.

Фильм вселяет огромную уверенность в непобедимости русского оружия, русского народа. Подобно тому, как русская армия под водительством Кутузова разбила наполеоновскую армию в первую Отечественную войну, так ныне героическая Красная Армия, ведомая величайшим полководцем нашего времени Сталиным, разобьет до конца гитлеровские полчища, ибо никогда не быть советской земле под немцем.

С. ГИНЦ.

*) «Кутузов». Новый художественный исторический Фильм. Сценарий В. Соловьева. Постановка Вл. Петрова. Режиссер М. Егоров. Оператор М. Гиндин. Художник В. Егоров. Композитор Ю. Шапорин. Производство московской киностудии «Мосфильм». 1943 год.

ФОТО

Кадр из фильма «Кутузов». Кутузов (артист А. Дикий) и Платов (артист С. Блинников).

Распечатать текст статьи Рубрикатор: кино