Твердым шагом
Я не помню, кто сказал, что дети-цветы жизни и что заботимся мы о них, как о цветах, что дети наши—это великолепный сад. Да это и неважно, кто сказал. Главное не в цветах. Главное в том, насколько хорошими вырастут и созреют из этих цветов плоды.
Ведь бывает так: холят, холят в семье этот самый цветок жизни, надышаться на него не могут мамы, папы и бабушки, лелеют, лелеют н перелелеют. И потом, когда исполнится цветку лет этак десять — двенадцать, в голос начинают ахать и охать нежные родители: «Почему он дерзок со взрослыми? Почему ленится в школе? Почему не бережет ни одежды, ни книг? И откуда у него этакие замашки. ведь, у нас, как будто, п в роду-то никогда таких не бывало!?».
Сознаемся, что грустно смотреть на такого ребенка, но еще досаднее становится за родителей, которые сами, именно сами, взрастили этот молодой, неудавшийся плод. Его еще можно исправить к не только можно, и нужно, необходимо! Необходимо для того, чтобы каждый наш советский ребенок вошел в жизнь сильным, смелым человеком, не боящимся никаких трудностей.
Мне хочется рассказать сегодня не об одном, я не о двух мальчиках или девочках, о которых говорилось в начале статья. О них вспомнилось как-то невольно, когда мне пришлось на-днях встретиться с группой ребят и девочек в возрасте от 13 до 16 лет. Их было восемьдесят. Восемьдесят подростков, жадно рвущихся к знаниям, к жизни, к жизни хорошей, радостной, счастливой. У каждого из них разная я вместе е тем одинаковая судьба. Это были дети из тех, которых безжалостно я жестоко разбросали по свету первые месяцы войны, оторвали их от родимых людей, от родимых мест. Это были те дети, которых встречали мы, и особенно часто в первые дни войны, на пристанях, на вокзалах, в шумной сутолоке базаров и толкучих рынков. Это были дети, которые потеряли своих родителей или при эвакуации, или во время немецких бомбежек и обстрелов. Это были ребята, пустившиеся колесить по стране в поисках своего ребячьего счастья, своей Синей птицы.
От станции к станции, из города в город, с реки на реку, с полустанка на полустанок кочевали они — оборванные, полуголодные, простывшие. Часто собирались они группами и кочевали по стране до тех пор, пока их не задерживали на пристанях и вокзалах, не препровождали в различные детские учреждения, в школы ФЗО, в ремесленные училища, в детские колонии.
Какую поистине грандиозную работу должен был проделать педагог, чтобы успокоить, привести в нормальное состояние бушующую душу подростка!
… Георгий Иванович Жаворонков никогда не был профессиональным педагогом. Он. этот металлист, работавший до войны в путевых железнодорожных мастерских станции Пермь II, и предполагать не мог, что в нем таился настоящий талант воспитателя-друга, такого воспитателя, какого, помните, мы видели в замечательном фильме «Путевка в жизнь».
Когда началась война и многие люди из его мастерской, где он был начальником, ушли на фронт, стало не хватать рабочих. Георгий Иванович много раз приходил в свои мастерские и по-настоящему грустил. Осталось лишь немного старых кадровиков-рабочих. А работы—много. Но сколько времени может грустить здравомыслящий человек? День? Два? Неделю? Проходит срок, и человек энергичный, настойчивый, упорный находят выход из трудного лабиринта создавшегося положения Мысль родилась внезапно, нежданно. И она показалась ему настолько правильной, что он впервые за эти дни словно распрямился.
— Конечно, так! Во-первых, ребята выйдут в люди, в хорошие люди, во-вторых, оживет мастерская.
Сначала ему дали двух подростков. Он шел с ними из комнаты, в которую были помешены на некоторое время ребята, снятые с буферов железнодорожных вагонов, и горячо говорил, убеждал, советовал, обещал. Ребята шли, хмуро уставившись в землю. Потом, через пару дней, он шел уже окруженный группой подростков. Их было восемь человек. Потом он взял еще пять. Потом двенадцать...
Так зародилась коммуна. Своеобразная производственная коммуна в городе Молотове на базе хозяйства путевых железнодорожных мастерских станции Пермь II.
Были трудные дни. Были беспокойные ночи. Была я тревога у Жаворонкова, что уйдут. Было холодно в бараке, где на первых порах разместил он детей. Не раз приходилось потуже стягивать ребятам ремни. Все было...
Как хорошо говорить сегодня это слово «было». Было, мол и прошло. А сколько за этим «было» скрывается волнений, труда, забот. Ведь эти светлые, чистые сегодняшние цехи построили сами коммунары. Сами они сложили кирпичные стены цехов, застеклили окна, оборудовали крышу. Сами они летом построили для себя большое общежитие, в которое торжественно переселились к зиме. Сами они устанавливали эти станки в цехах, и эта продукция, за которую они получают сейчас заработную плату,—дело их труда. И хороший суп, и жирная каша, и ледяной каток, и подготовка к новогоднему вечеру с елкой, и дорогой баян, купленный недавно — все это не упало с неба, все это заработано настойчивым и упорным трудом.
Но ребята не забыли ни холод барака, ни тряпье, в которое были облачены они два года назад, ни беспокойный сон где-нибудь на полу, в углу прокуренного вокзала. Они помнят все—и первые шаги их коммуны, и первые простыни на кровати, и первые детали, сделанные ими в мастерских...
Их начальник и воспитатель Жаворонков не пошел по тому проторенному пути, когда проще простого обратиться за государственной помощью. Государство не отказало бы. Но он хотел, чтобы эти ребята с самого начала своей сознательной жизни научились по-настоящему ценить н беречь все, начиная от станка, вырабатывающего детали, за которые им платят деньги, до простыни, которая приобретена на деньги, ими же заработанные.
Мне приходилось бывать и не раз во многих общежитиях — ив рабочих, и в студенческих, и в домах отдыха, на курортах, но нигде не видел я такого бережного отношения ко всему, из чего складываются, как принято говорить, бытовые условия, как здесь.
Здесь ценят все—дружбу, товарищество. честность. Здесь ценят труд другого. Здесь никто не ляжет в обуви на постель. Здесь никто не уйдет из мастерской, не прибрав своего рабочего места. Здесь ребята познали всю радость успешного труда, от которого зависит благополучие Родины, а следовательно и их благополучие. Здесь чувством патриотизма проникнут каждый поступок подростка. Здесь не знают, что такое «пропажа», что такое обман начальника. Здесь замечательная комсомольская организация — подлинная душа коммуны. Из 80 воспитанников — 54 комсомольца! И эти 54 — действительно вожаки остальных.
Здесь нередки случаи, когда во время подписки на заем или на денежно-вещевую лотерею Георгий Иванович Жаворонков, невольно смущаясь, вынужден останавливать ребят от слишком высоких сумм подписки.
Здесь растут люди хороших специальностей. Вот Валентин Быков стал превосходным кузнецом на пневматическом молоте. Семен Голубев стал электросварщиком и получил уже грамоту горкома ВКП(б). Алеша Кошелев приобрел профессию кузнеца. Он—стахановец. Никитин получил специальность токаря. Мария Иванникова стала электросварщицей. И так все. Почему же здесь столь быстроро и хорошо растут люди? Когда в эту коммуну попадает новичок, его прикрепляют не к седоусому мастеру, а к такому же, как и он, пареньку, который в свое время прошел по тем же самым ступеням.
Вновь прибывшего не балуют, ему не уступают лучшую кровать в лучшей комнате. Нет, наоборот. Ему говорят:
— Смотри, вот как мы живем. Это все сделано нашими руками, нашим трудом. И если ты хочешь жить так же, как лучший из нас. старайся стать тоже лучшим.
Ребята сами выработали правила внутреннего распорядка. Посоветовались со своим начальником. Обсудили на собрании и представили на утверждение начальнику дороги. Кто же из них посмеет нарушить эти правила?
Они мечтают о многом. И, надо сказать, многого им еще недостает. У них нет еще собственной столовой, нет клуба, большой хорошей библиотеки. Им, конечно, надо помочь одеждой, бельем и главное, обувью. Им, обязательно всем, надо учиться в вечерней школе молодежи. Им надо больше, значительно больше уделять внимания и со стороны Молотовского горкома ВЛКСМ, и со стороны гороно, и со стороны самих железнодорожников Пермской.
Эти ребята идут в жизнь верной дорогой. Они научились ценить все что добыто в труде и в борьбе. Как гордятся они, когда в праздник надевают форму железнодорожника! С каким чувством собственного достоинства говорят эти дети, что они родные братья Красной Армии. Они—железнодорожники!
Так живет в нашем городе единственная в своем роде коммуна. Так твердым шагом идут в светлое будущее, в жизнь, дети, которые еще два года назад не расставались с подножками да крышами вагонов.
И каждый день, и каждую ночь, как подлинный отец большой семья, как настоящий старший товарищ, всегда с ними, всегда среди них металлист-железнодорожник Георгий Иванович Жаворонков—инициатор н создатель этой трудовой школы.
С. СТРИЖОВ.