Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Театр: "Иван Сусанин"

Газета «Звезда» №219 от 16.09.1941
Текст документа:

ТЕАТР

„ИВАН СУСАНИН"

Ленинградский ордена Ленина Академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

«Иван Сусанин» — «отечественная героико-трагическая опера», неумирающее творение русского музыкального гения, с новой огромной силой звучит в наши грозовые дни, когда советский народ ведет героическую, отечественную войну со злейшим врагом родины—германским фашизмом.

Нет нужды вновь и вновь доказывать глубину и мощь философского искусства Глинки, несущего в массы слушателей своим творчеством, своим «Сусаниным» великую идею всенародного патриотического подъема, во сто крат множащего силы русского народа и дающего ему победу в борьбе с иноземными поработителями; идею всепобеждающих, не знающих преград самоотверженности и героизма. Эта идея, сильная и мужественная, воплощена в монументальных и в то же время удивительно тонко отточенных формах. Колоссальные симфонические богатства «Сусанина», удивительно сильные, мужественные хоры, партии отдельных персонажей, особенно самого Сусанина, все необычайное богатство музыкальных образов и характеристик строго подчинено общей идее оперы.

Советский зритель и слушатель невольно проводят параллель между героизмом, мужеством, самоотверженной любовью к родине Сусанина, Собинина, Вани, всего народа русского, как он показан в опере, и героизмом, мужеством, самоотверженной любовью к родине советского гражданина, не щадящего в борьбе с врагом ни сил своих, ни самой жизни.

В постановке театра имени Кирова во всей красоте и силе, во всей идейной глубине и многосторонности звучит музыка оперы. Заслуга в этом принадлежит дирижеру А. М. Пазовскому. Он блестяще разрешает высокую идейно-художественную задачу, стоящую перед театром. Послушные тонкому и уверенному взмаху его руки живут в едином целом замечательно звучащие оркестр и хор, а также певцы- солисты. Даже уменьшенный по условиям нашего театра оркестр в руках замечательного дирижера поистине превосходен от начала до конца спектакля. Каждая монументальная сила и лирическая глубина в увертюре к опере! Уже здесь, в самом начале, слушателя охватывает большое, подымающее чувство, вызываемое глубокой народностью, яркостью музыки, прекрасно исполняемой. И там, где оркестр выступает как самостоятельный «исполнитель», и там, где он сливается в своем звучании с хором и голосами отдельных певцов, играя как бы аккомпанирующую роль (на самом же деле равноценную, а порою и ведущую)—всюду чувствуется отточенность исполнения, превосходное мастерство, а главное глубина выражения музыкальной мысли. В исполнении оркестра великолепно подчеркивается народность, правдивость и простота, которыми насыщена музыка оперы и которые составляют огромную силу этого произведения. Тема оперы, которая коротко может быть выражена словами Сусанина «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за родную Русь», с большой силой звучит во всем спектакле.

Великая правда мыслей, вложенных Глинкой в «Сусанина», этом любимом его детище, насыщает и изумительные хоры оперы. Их народность, их мужественность, их силу замечательно показывает хор театра (главный хормейстер В. П. Степанов). Начальный хор оперы, заключительный марш-гимн «Славься, славься ты, Русь моя, славься, славься родная земля» вселяют в сердце слушателя высокие чувства любви к родине, гордости ею, готовности подобно Сусанину отдать за нее все свои силы, всего себя. Чудесно сливается хор с оркестром, составляя с ним единое целое.

Образ Сусанина в исполнении И. П. Яшугина получил удачное выражение. Иван Сусанин—это грандиозный, обобщенный тип русского человека, беспредельно любящего свою родину, родную Русь, готового за нее на муки и смерть, не задумывающегося перед тем, чтобы погибнуть если это надо для блага родной страны. Нет в нем никакой напыщенности, нет нарочитого пафоса. Это простой, благородный русский характер, человек, который вырастает в героя в момент опасности, грозящей родине. Скольких Сусаниных знаем уже мы сейчас, в навязанной нам жестокой битве с фашизмом. Вся партия Сусанина—гениальное музыкальное воплощение героизма, самоотверженности и любви к родине русского человека.

Яшугин весьма хорош в своей простоте, большой музыкальности, культурности исполнения, вокального и актерского, особенно в заключительной сцене в лесу. Он создает удачный сценический образ героя.

Ф.М. Розен в партии Антониды производит очень хорошее впечатление своим чистым, прекрасно звучащим голосом. В ее исполнении Антонида правильно представляется, как простая русская девушка, горячо любящая своего отца, своего жениха, но вместе с ними зажигающаяся ненавистью к врагам, посягнувшим на родину. Симпатичный и выразительный образ юного патриота Вани показывает Т. Е. Смирнова. Вдумчиво и интересно поет и проводит она всю сцену у ворот посада. У нее приятный голос, хорошие сценические манеры.

Г.Н. Нэлепп—прекрасный Собинин, и в вокальном отношении, и в художественной сдержанности сценического воплощения образа.

Великолепны танцы во втором «Польском» акте оперы, поставленные С. Г. Корень и В. И. Пономаревым.

Условия сцены, полуусловное оформление спектакля отражаются, конечно, в известной мере на замечательной работе постановщика спектакля главного режиссера театра Л. В. Баратова.

Спектакль в целом, особенно оркестровое исполнение, — большое художественное событие в театрально-музыкальной жизни Молотова.

С. ГИНЦ.

***

В воскресенье, 14 сентября, состоялся второй спектакль театра имени Кирова. Шел балет «Лебединое озеро», которым театр начал свои балетные постановки. Превосходно танцевали засл. арт. Н. М. Дудинская (Одетта), засл. арт. Ф. И. Балабина (Одиллия), К. М. Сергеев (граф). Дирижировал спектаклем засл. арт. Е.А. Дубовской. Весь спектакль прошел с огромным успехом.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова; Театр; Культура и досуг; Эвакуация: Ленинград-Молотов; Агитация и пропаганда; Искусство; Пазовский А.М.; Яшугин И.П.; Розен Ф.М.; Смирнова Т.Е.; Нэлепп Г.М.; Корень С.Г.; Пономарев В.И.; Баратов Л.В.; Дудинская Н.М.; Балабина Ф.И.; Сергеев К.М.; Дубовской Е.А.; Молотов