Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Выморозить их!

Газета «"Звезда"» №291 от 09.12.1941
Автор статьи: Илья Эренбург
Текст документа:

ВЫМОРОЗИТЬ ИХ!

Немцы, захваченные англичанами возле Бардии, показали, что их тщательно подготовляли к операциям в Африканской пустыне. Гитлеровцы, предназначенные для отправки в Ливию, подвергались особому режиму - их содержали в чрезмерно отопляемых помещениях, приучая к жаре и духоте. Кроме того германское командование изучило «диэту, полезную для тропического климата», и одежду, соответствующую солнцу Африки. Таким образом, наши союзники взяли в плен не обычных немецких солдат, но солдат провяленных и солнцеупорных.

Как должны завидовать своим африканским коллегам немецкие солдаты, замерзающие в полях России! Русская зима оказалась для прусских туристов сюрпризом. Они дрожат и жалобно говорят друг другу: «Вилли повезло - его продержали два, месяца в духовке, а потом послали в Африку»... Наша зима — дело серьезное. Что касается одежды - легче человека раздеть, чем одеть. Когда немцев слали в Африку, их научно раздевали. Это было вполне доступно. Когда немцев гонят в нам, им говорят: «Гейль Гитлер» - вместо шерсти или меха им подносят пылкую речь Гитлера Но Гитлер - не тулуп и фон Риббентроп - не валенки. Что касается «диэты», то в этом отношении немцы под Мурманском приравнены к немцам в Бенгази: чем меньше еды, тем лучше. Правда, мороз придает человеку аппетит. Но кормят немецких солдат предпочтительно победными сводками и военными маршами.

Они рвутся к Москве: так, замерзая, человек рвется к костру. Они хотят согреться. Фон Риббентроп в Берлине произносит речи о величии германской империи. Он говорит о «новом порядке». Немецким солдатам под Москвой холодно, и они мечтают о хорошей старой печи. Они сидят на воистину тропической диэте: им не согреться борщом или свининой. Они готовы пойти под огонь, чтобы раздобыть валенки или женскую кофту. Они теперь вдвойне опасны. В суровые зимы даже волки, прибегают в города. А гитлеровские волки - это горожане. Они рвутся к Москве. Они в ужасе повторяют друг другу: «Это только ноябрь»... В Штутгарте или во Франкфурте почтенные бюргеры при десяти градусах мороза не выходят на улицу. Когда в Берлине два дня подряд было двадцать градусов ниже нуля, об этом писали все газеты, как о народном бедствии. Посмотрим, что скажут немцы в январе?...

Они недаром рвутся к Москве: у них нет выхода - перед ними огонь, вокруг них мороз. Штурмуя укрепления Москвы, они думают спасти свою шкуру. Они обнаглели от ужаса. Их не пустят в Москву. Не для них русские печи. Не для них валенки. Не для них горячие щи.

Их нужно подержать два-три месяца на холоде. Если их подготовкой не занялось немецкое командование, этим займемся мы. Они у нас станут морожеными. Пускай англичане бьют вяленых. Мы будем бить мороженых. Мы им не дадим отогреться. Друзья—бойцы, разведчики, партизаны, если есть дом, в котором немец может отогреться, выкуривайте их из дому. Немцам очень хочется в гостиницу «Москва». Они об этом пишут в письмах. Мы их не пустим ни в гостиницу «Москва», ни в город Москву. Мы приготовим этим туристам знатную гостиницу: поле. Утром ветер, вечером метель. А ночью сугробы. Вместо перины и пуховика - снег. Вместо тулупа и фуфайки — ледяной ветер. Вместо отбивных котлет — ледяные сосульки. Они считали убитых и раненых. Им придется теперь считать и замерзших.

К весне подойдут тысячи новых танков и тысячи новых самолетов — океан не замерзает, и американцы зимой не спят. К весне подойдут сотни наших новых дивизий. К весне многое на свете переменится. Весной им будет жарко, да еще как! А теперь пусть лязгают зубами. Не пустим немцев к Москве - вот наше зимнее дело. Они хотят согреться? Пусть едут в Ливию — там сорок градусов жары и английские танки. Мы будем немцев бить под Москвой, англичане — в Африке. Им будет и холодно и жарко.

Илья ЭРЕНБУРГ

"Кр. Звезда"

Распечатать текст статьи Рубрикатор: фашизм; Газета «Красная звезда»