Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Перейдем на новое топливо

Газета «Звезда» №243 от 14.10.1941
Автор статьи: А.И. Щукин
Текст документа:

ПЕРЕЙДЕМ НА НОВОЕ ТОПЛИВО

Условия военного времени требуют от нас максимального использования в промышленности и на транспорте всех местных ресурсов. «Не возить издалека то, что можно изготовить на месте! Всячески использовать местные источники сырья!»—так писала 27 сентября «Правда».

В нашей области имеются огромные неиспользованные резервы топлива. Тысячи и миллионы кубометров его валяются и гниют, незамечаемые хозяйственными и промышленными организациями. А между тем нужно очень немного, чтобы превратить отбросы и отходы, от которых производственники не знают ‚как избавиться, в полноценное, высококачественное топливо.

Речь идет о древесных отходах—коре, щепе, опиле, накапливающихся в огромных количествах на многих наших предприятиях (Краснокамский бумкомбинат, лесопильный завод «Красный Октябрь», Кунгурский кожкомбинат и другие). Применение этих отходов в рассыпном виде затруднительно и не дает, как известно, большого эффекта. Но стоит только их спрессовать под известным давлением, как калорийность (теплотворность) повышается в 2—3 раза Она значительно превышает калорийность дров и даже уральских каменных углей (челябинских, богословских, егоршинских).

Способ брикетирования древесных отходов, и, в частности, опилов, не нов. Некоторые деревообрабатывающие фабрики Советского Союза имеют такие установки. Недавно автор этих строк произвел в Москве опыты с брикетами из краснокамской коры и щепы, и они, по отзывам специалистов, дали прекрасные результаты. Полученные брикеты могут целиком заменить уголь в топке паровоза, могут заменить любое топливо в любой энергетической установке. Калорийность их—4600! Они чрезвычайно удобны для перевозки и применения.

Запасы сырья для этих брикетов в одном Краснокамске таковы, что их хватило бы для обеспечения топливом нашей области на несколько лет. Затраты на установку (пресс и небольшое подсобное оборудование) невелики и окупятся в течение двух-трех месяцев.

Вызывает удивление, что в управлении Пермской дороги, где хорошо представляют себе ценность нового вида топлива, на протяжении долгого времени ничего не сделали для осуществления моего предложения. Вместо этого, идет «перевалка» предложения из комнаты в комнату. Из паровозной службы его передали в проектный отдел, оттуда—в топливную службу и т. д. и во всех этих местах вопрос о брикетах обсуждали, автора хвалили, а дело не сдвинулось с места ни на шаг. А ведь никто не выиграл бы столько от использования брикетов, как железная дорога.

Сейчас трест Прикамнефть взялся за осуществление этой идеи. Но и он также не проявляет достаточной энергии и заинтересованности. Нужно, например, получить чертежи на изготовление брикетного пресса, которые находятся в одной из московских организаций. Однако, в тресте предпочитают вести длительную и бесплодную переписку с организацией, располагающей чертежами, и только, хотя облисполком давно предложил Прикамнефти ускорить реализацию предложения.

Конечно, не один трест, а все крупнейшие потребители топлива вместе с организациями, хозяевами древесных отходов, должны устроить достаточное количество брикетных установок, которые обеспечат все предприятия области дешевым и близким топливом. Во главе этого дела нужно поставить инициативных и заинтересованных товарищей.

Несколько месяцев работы, и мы сбережем государству миллионы рублей и сотни тысяч тонн драгоценной нефти и угля!

А. И. ЩУКИН —

начальник лесозаготовительной конторы Пермской ж. д.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Рационализаторское движение; Лесная промышленность; Пермская железная дорога; Трест «Прикамнефть»