Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Нефтяной голод в фашистской Германии

Газета «"Звезда"» №296 от 14.12.1941
Автор статьи: Ф. Мельников
Текст документа:

НЕФТЯНОЙ ГОЛОД В ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

Ведение современной войны, войны моторизированных армий, без нефти невозможно. Тот, кто имеет больше моторного топлива, имеет больше шансов и на победу. Это полностью подтверждается опытом первой империалистической войны. Урок этой войны был учтен всеми странами мира. Поэтому нефтяная промышленность за последние годы развивалась семимильными шагами.

За последнюю четверть века добыча нефти в капиталистических странах возросла более чем в 6 раз. Однако неимоверно возросла и потребность в нефти, как основном сырье для жидкого моторного топлива. Достаточно сказать, что военная авиация мира (без СССР) за это время выросла более чем в 88 раз (а военная авиация Германии чем в 130 раз), тоннаж моторного флота вырос в 25 раз, а парк автомобилей в 21 раз.

Фашистская Германия является одной из стран, которые в наибольшей степени моторизировали свой армии, посадили их на танки, мотоциклы, автомобили и самолеты. Еще до начала войны в Европе один весьма осведомленный военный экономист Германии Штейнбергер подсчитал, что во время войны «некоей великой державе», под которой он разумел Германию, потребуется в год 12650 тыс. тонн нефтегорючего и смазочного материала, в том числе на военные нужды 9200 тыс. и на нужды хозяйства 3450 тыс. тонн. При этом Штейнбергер исходил из предположения, что армия будет состоять из 300 дивизий, 10500 танков, 135 тыс. грузовых и 40 тыс. легковых автомобилей и 7500 военных самолетов. Эти подсчеты можно было бы считать более или менее верными, если бы война не выходила за рамки масштабов и темпов, какими она велась во Франции. В поход на Францию Германия, как известно, бросила 7500 самолетов, несколько тысяч танков и более 150 дивизий, значительная часть которых была моторизирована. Весь этот парк моторов действовал в условиях прекрасных дорог Бельгии, Голландии и Франции и только в летние благоприятные месяцы. И при этих обстоятельствах фашистская армия за 45 дней войны с Францией израсходовала 1,5 млн. тонн жидкого моторного топлива.

Война же на Восточном фронте приняла исключительные, не виданные размеры, по сравнению с которыми события во Франции кажутся мелким эпизодом. Германия бросила сейчас против СССР сотни моторизированных дивизий, десятки тыеяч танков, самолетов, автомашин и мотоциклов. Потребность в жидком топливе неимоверно возросла. Данные, появившиеся в иностранной и нашей печати, говорят, что на Восточном фронте Германия расходует ежемесячно не менее 2 млн. тонн нефти. Помимо этого, примерно 500 тысяч тонн нужно для немецких гарнизонов в оккупированных странах Европы и Африки и такое же количество нужно для удовлетворения потребностей немецкой и итальянской промышленности и других невоенных целей Та- ким образом среднемесячная потребность Германии в нефти определяется в 2,5 или 3 млн. тонн, а это значит, что в год ей и ее вассалам потребуется примерно 25— 30 млн. тонн. Для того, чтобы представить себе величину этой цифры достаточно сказать, что среднемесячная добыча нефти всего капиталистического мира равняется 20—23 млн. тонн.

За счет каких источников Германия покрывала и покрывает свою потребность в жидком моторном топливе? Каков нефтяной потенциал фашистской Германии? В смысле добычи натуральной нефти Германия была и является крайне бедной страной. В самой Германии в районе Ганновера, (Люденбурское и Хайденское месторождения) ежегодно добывается не более 600—650 тыс. тонн нефти. В странах, оккупированных Германией, и в вассальных государствах также нет ни крупных запасов, ни крупной нефтедобывающей промышленности. Так, например, Австрия дает не более 100—115 тыс. тонн в год, Польша — 150 тыс. тонн, Франция (в частности, месторождение в Пихельброне в Эльзасе) — 70 тыс. тонн и т. д. Основным же внутриевропейским поставщиком нефти была и остается Румыния, которая в 1940 году, например, добывала 6 млн. тонн, из них около 4 милл. тонн экспортировала.

Поставщиком нефтепродуктов в Германию всегда были, главным образом, страны Западного полушария. В импорте нефти в Германию доля Венесуэлы, например, составляла 45 процентов, доля США — 23,9 проц., Мексики 3,8 проц., Голландской Индии 3,5 проц., Ирана 4 проц. и т. д. Доля же Румынии никогда не превышала 9—10 проц. Сейчас, в условиях войны и экономической изоляции Германии, она, конечно, делает главную ставку на румынскую нефть и на мобилизацию внутриевропейских источников, а также всемерно усиливает производство синтетического горючего из каменного и бурого угля.

Производством синтетического моторного топлива занимается ряд крупных заводов фирмы Лейн-Верке в Гельзенкирхене, заводы акционерного общества «Браунколе-Бензин А. Г», а также 5 новых заводов кампании угольной промышленности. По оценкам иностранной печати, промышленность синтетического Германии может дать в год до 4 млн. тонн. Фактически же Германия производит и использует сейчас не более 2.5 млн. тонн искусственного моторного топлива. Следует иметь в виду, что производство синтетического горючего обходится в 3-4 раза раза дороже, чем добыча естественного и требует огромного количества сырья. Для производства одной тонны искусственного бензина, например, требуется не менее 4-х тонн угля. До войны Германия в качестве моторного топлива использовала 180-200 тонн спирта, а сейчас она вынуждена отдавать его по прямому назначению и, главным образом, в лазареты и госпитали. Расширять же производство спирта она не может из-за отсутствия достаточного количества картофеля и др. видов растительного сырья.

В общем по подсчетам английской газеты «Уорд Ревью», нефтяной потенциал Германии и ее союзников выражается в 9660 тыс. тонн в год. При этом «Уорд Ревью» считает, что сама Германия может дать в год 5 млн. тонн, Румыния может дать на экспорт 4 млн., Франция (оккупированная и не оккупированная) 250 тыс., Италия 370 тыс. и Бельгия с Голландией 40 тыс. тонн. Даже при столь щедром подсчете, как это сделала английская газета, получается, что Германия за счет внутриевропейских источников покрывает не более одной трети своей военной потребности в моторном топливе.

Расширение и усиление войны в Европе внесло свои коррективы и значительно снизило нефтяной потенциал Германии и ее союзников. В первом квартале 1941 года производство и экспорт нефти в Румынии, да же по официальным данным, сократились на 25,4 проц по отношению к 1 кварталу 1940 года. После этого, как известно, нефтяная промышленность Румынии, в частности, ее основной район Плоешти подверглись основательной бомбардировке советской авиацией. Были разрушены предприятия нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности в Галаце, Сулине, Братиславе и в особенности в Констанце. Разрушен также Черноводский мост через Дунай, игравший решающую роль в переброске нефти в Европу. Уже в 1940 году 90 процентов всех заводов синтетического бензина подвергались бомбардировке английской авиацией. Разрушен крупнейший завод искусственного горючего в Лейне близ Берлина и т. д.

Германия до сих пор жила, главным образом, за счет ранее накопленных и награбленных в оккупированных странах резервов. Гитлер и его сообщники прекрасно понимали, что нефть может стать одним из узких мест военного хозяйства Германии. Поэтому они за последние годы усиленно импортировали нефть, стремясь создать как можно более мощные нефтяные резервы. С 1933 по 1939 год, по неполным данным, Германия импортировала более 20 млн. тонн нефти. Усиленный ввоз нефти, а также ограбление оккупированных стран позволили Германии создать резервы, которые к моменту войны против СССР определялись в 7—8 млн тонн. Эти резервы сейчас подходят к концу, угроза нефтяного голода нависла над фашистской Германией и этот голод в ближайшее время отразится на положении немецких армий. Вот почему фашистское командование идет на авантюристические приемы, вкапывая свои танки в землю, отбирая у населения оккупированных стран бензин, керосин и все виды жидкого топлива, буквально литрами собирая необходимое горючее. Вот почему так энергично фашистские агенты рвались в Иран и Ирак, а фашистские полчища рвутся к Советскому Кавказу.

Планы гитлеровских войск сорвались. Мощный удар, нанесенный под Ростовом группе генерала Клейста, показал‚ что никогда фашистские захватчики не пройдут к нефтяным районам советского Кавказа.

Нефтяные резервы фашистской Германии были рассчитаны на молниеносную войну, на быстрый захват советских нефтяных резервов и нефтедобывающей промышленности. Эти расчеты как известно провалились, и фашистская Германия оказалась перед фактом длительной войны, требующей мощных экономических ресурсов и прежде всего моторного топлива. Это обстоятельство усиливается тем, что Германия имеет против себя мощную коалицию в лице СОСР, Англии и Америки, нефтяные ресурсы которых примерно в 25 раз больше Германии и ее союзников.

Под могучими ударами Красной Армии с каждым днем снижается боевая мощь гитлеровской армии. Растут и крепнут силы свободолюбивых демократических держав, все яснее вырисовывается угроза второго фронта на континенте Европы. Немецко-фашистские захватчики находятся на краю пропасти, которая станет для них вечной могилой.

Ф. МЕЛЬНИКОВ —

старший политрук.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Германия; Нефтяная промышленность