Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Сентябрьские бои под Ярцевым

Газета «Звезда» №224 от 21.09.1941
Автор статьи: К. Рокоссовский
Текст документа:

Сентябрьские бои под Ярцевым

Свыше полутора месяцев назад 7-й танковой дивизии немцев, усиленной пехотными и моторизованными частями, удалось, обойдя Смоленск, который еще долгое время находился в наших руках, неожиданным маневром выйти к городу Ярцево и занять здесь выгодный рубеж. Фашисты имели целью развивать наступление через Ярцево и кратчайшим путем по прямой автомагистрали достичь Москвы.

Упорным сопротивлением наших малочисленных в этом районе частей удалось приостановить наступление фашистской группировки. Огромное количество немецких танков и пехоты неоднократно бросалось в атаки, но все они были отбиты.

Потеряв в июльских боях под Ярцевым большое количество танков и живой силы, командование немецкой группировки вынуждено было перейти к обороне с тем, чтобы, подтянув свежие силы, снова перейти в наступление.

В конце июля 7-я танковая дивизия и ряд пехотных и моторизованных частей врага, взаимодействовавших с нею, пополнились техникой и людьми. За это время окрепли и пополнились также и наши части.

Вторичное наступление немцев длилось всю первую половину августа. Рядом сильных контрударов наши части не только сорвали немецкое наступление, но и наголову разбили танковую дивизию, отогнали неприятеля от города Ярцево и повсюду вышли на восточный берег реки Вопь. Остатки своей 7-й танковой дивизии немцы отвели на переформирование. На фронт в спешном порядке были переброшены новые части, но уже о наступлении на Москву такими силами нечего было и думать. Германские фашисты увидели, что через Ярцево на Москву им не пройти. Назревал новый план—обойти город Ярцево и найти слабое место для прорыва на Москву.

Началось движение огромных масс войск в обход наших частей в район Ельни. Враг думал, что, двинувшись оттуда, удастся, хотя и с опозданием, выполнить план Гитлера. Выведя 161-ю и 28-ю пехотные дивизии с большим количеством танков, артиллерии и минометов на ярцевские высоты, немцы поставили им задачу: надежно прикрыть направление на Смоленск и обеспечить сосредоточение главных сил немецкой группировки в районе Ельни. С этой целью Фашистское командование приказало возможно сильное укрепить естественный рубеж обороны на западном берегу реки Вопь.

В ряде приказов, германского главного командования, найденных нами среди захваченных штабных документов, прямо говорится: «Тяжелое положение обязывает всю работу организовать так, чтобы ослабить действия противника». В другом захваченном приказе по 9-й немецкой армии говорится: «Создавшееся положение требует прежде всего укрепления оборонительной полосы. С наступлением темноты на всей линии обороны надо производить интенсивные работы».

Немецкие дивизии под Ярцевым приступили к созданию прочной оборонительной полосы. Основой обороны явились опорные узлы сопротивления, насыщенные большим количеством автоматического оружия, пулеметов и минометов. Отдельные узлы сопротивления находились в огневой связи между собой. Промежутки между опорными пунктами занимались одним-двумя взводами автоматчиков, расположенных отдельными небольшими группками до 3—5 человек.

Все подходы к переднему краю обороны были минированы и пристреляны.

Прежде чем атаковать неприятеля, нашим частям предстояло преодолеть 2,5—3 километра пространства под, сильным огнем всех родов оружия, форсировать реку Вопь, пройти через минные поля и проволоку и, наконец штурмовать высоты, на которых находились немецкие оборонные узлы сопротивления.

Ночами на стороне неприятеля слышен был непрерывный гул моторов. Наша авиация доносила о подходе танков, о сосредоточении больших резервов. Танки предназначались для развития немецкого наступления в районе Ельни, но они могли быть использованы и для прорыва нашей обороны в районе Ярцева.

К концу августа обстановка на фронте сложилась следующая: в районе Ельни, точно так же, как раньше под Ярцевым, немцы вместо развития наступления вынуждены были перейти к обороне. Измотанные, понесшие в боях огромные потери, фашистские части еле сдерживали наступление наших войск.

Еще 10 августа неприятельская группировка, находясь в полуокружении, во избежание полного разгрома потребовала от своего командования немедленной помоши. Для спасения этих войск фашисты решили бросить в район Ельни свои резервы, расположенные к югу и востоку от Смоленска.

Наступил момент для действия наших частей, находившихся в районе Ярцева. Их задача состояла в том, чтобы не допустить выхода немецких резервов. 1 сентября развернулись ожесточенные бои. Наше сентябрьское наступление было для немцев неожиданным. Тщательно маскируясь, пехотные, артиллерийские и танковые командиры отрабатывали на местности вопросы взаимодействия, устанавливали сигналы, определяли рубежи.

В течение нескольких ночей, предшествовавших наступлению, была произведена перегруппировка сил. Оковывающая группа, предназначавшаяся для действий па широком фронте, включала в себя незначительную часть войск. Все остальные силы под прикрытием темноты сосредоточились на узком фронте в направлении главного удара.

Части, действовавшие в направлении главного удара, были построены в три эшелона, с расчетом последовательного наращивания сил в ходе наступления. Для развития успеха и парирования возможных контратак в резерве был оставлен сильный отряд подвижных частей артиллерии. Пристрелка велась отдельными орудиями на протяжении нескольких дней. Заранее было предусмотрено, какая артиллерия сопровождает пехоту и танки огнем и колесами, а также порядок передвижения артиллерии.

В ночь на первое сентября наши части форсировали реку Вопь и заняли исходное положение для наступления. Враг, еще не понимая, в чем дело, открыл беспорядочный артиллерийский и минометный огонь по различным пунктам и районам предлагаемого сосредоточения и переправ наших частей.

Точно по плану, в 6 часов 30 минут, заговорила наша артиллерия всех видов и калибров. Тридцать минут обрабатывала артиллерия передний край немецкой обороны, расчищая путь своей пехоте и танкам.

После получасовой артиллерийской подготовки в 7 часов утра наша пехота, сопровождаемая огневым валом артиллерии и тапками, пошла в атаку. Сломив сопротивление неприятеля на переднем крае, красноармейцы проникли в глубину его обороны. Немцы оказали сильное противодействие.

Немецкие дивизии встретили наши части шквалом минометного и пулеметного огня Выползшие из всех нор вражеские автоматчики также открыли огонь. Однако было уже поздно. Прорвавшиеся советские пехотные части упорно двигались вперед. Неприятель, бросая оружие, начал отходить на всем участке фронта.

В 11 часов авиация донесла, что из районов Смоленска и Духовщины к фронту направляются большие колонны автомашин с пехотой. Враг подбрасывал свежие силы из резерве. К концу дня эти силы вступили в бой. Появились пленные 11-го и 761-го пехотных полков, которых на нее в этом районе не было. Сражение продолжалось до глубокой ночи.

Рано утром второго сентября бой возобновился. Он начался налетом нашей авиации. Около тридцати минут летчики бомбили и обстреливали из пулеметов расположение немецких войск. Ведя огонь с бреющих высот, они загнали фашистов глубоко в землю и позволили нашей пехоте сблизиться с ними на 150— 200 метров. Вслед за авиабомбежкой и короткой артиллерийской подготовкой пехота при поддержке танков; бросилась в атаку. Неприятель опять оказал жестокое сопротивление. Появились пленные еще двух новых полков. Однако и на этот раз враг не выдержал натиска и начал отходить, одновременно подтягивая из тыла свежие части, перебрасывая крупные массы танков и бронемашин.

К концу третьего дня боев неприятель уже немало превосходил нас численно. Он ввел в бой весь резерв своей группировки и неоднократно с разных направлений прибегал к контратакам силою до одного-двух полков. Пытаясь восстановить положение, немцы подтянули части 238-й, 225-й, 198-й пехотных дивизий. Германское командование, напугавшись перспективы прорыва советских войск, бросило на наш участок часть резервных сил, предназначенных в помощь ельнинской группировке. Тем не менее это не остановило наступательного порыва красных воинов. С беспримерной отвагой и мужеством дралась советская пехота за каждый 1 метр земли, за каждый дом. Ломая огневое сопротивление врага на промежуточных рубежах, парализуя его контратаки с большими для него потерями, она вынуждала немецкую группировку отходить на запад.

По нашим подсчетам, в результате восьмидневных боев под Ярцевым фашистские войска потеряли убитыми и ранеными свыше 10 тысяч человек. Велики потери врага и в технике. Нами уничтожено более сотни орудий, свыше ста минометов, до 150 пулеметов. Захвачено около 50 пулеметов. 12 орудий. 30 минометов, около 100 тысяч патронов, несколько тысяч снарядов и значительное количество другого боевого имущества и снаряжения.

Части Красной Армии, действовавшие на Ярцевском направлении, успешно выполнили поставленную перед ними задачу: отвлечь на себя из района Ельни часть резервов.

Ярцевская группа частей Красной Армии накопил богатый боевой опыт и прочно преграждает врагу дорогу на Москву, Бойцы, командиры и политработники готовы к выполнению новых боевых задач.

Генерал-лейтенант
К. РОКОССОВСКИЙ.

Действующая Армия, 16 сентября.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: На фронтах Отечественной войны; боевые действия; Москва