ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
КОМАНДИРЫ ШАХТЫ.
С тех пор, как постановлением Совета труда и обороны Соликамский калийный комбинат был включен в число действующих предприятий страны, прошло семь лет.
На севере нашей области, где Кама несет свои воды, среди могучих таежных лесов раскинулась грандиозная панорама первенца калийной промышленности в СССР, носящего имя десятилетия Октябрьской революции. Рядом с первоклассным социалистическим гигантом воздвигнут большой современный город.
Но самое ценное в этом северном городе — его замечательные люди, выросшие здесь в горячие дни стройки в буднях подземных работ,
За прошедшие годы парторганизация рудника воспитала подлинных мастеров социалистической промышленности, руководящих хозяйственных и партийных работников.
Вспоминая о приезде в 1932 на строительство рудника Вячеслава Михайловича Молотова, бывший рабочий-калийшик, теперь председатель горсовета тов. Титов писал как-то в «Звезду»:
Глубоко под землей, в лабиринте штреков, проложена линия узкоколейной железной дороги. Она идет к участкам, камерам, где шахтеры добывают переливающуюся всеми цветами породу — сильвинит и карналит. Торопливые электровозы увозят длинную ленту вагонеток, груженых этим блестящим камнем, на рудничный двор. Оттуда порода поднимается на-гора, размалывается, обогащается, и перед вами замечательный удобритель — Калийная соль.
Железная дорога в шахте — это своеобразная система кровообращения. Малейшая задержка немедленно скажется на всем огромном организме. И особое уменье нужно тов.Терехину, начальнику подземной железной дороги. Нужно так расставить силы железнодорожников, чтобы добиться бесперебойной работы транспорта.
Особенно зорко командиру приходится следить за безопасностью движения. На электровозах раньше работали водитель и помощник. Площадки же электровозов слишком тесны и это было чревато опасностями. Тов. Терехин рационализировал обслуживание: он ввел на поезде совмещение профессий. Половина людей освободилась для другой работы, а оставшиеся с успехом справляются со своим делом. Первым совместившим профессии машиниста и помощника был комсомолец Николай Кочнев.
Вместе с механиком подземного транспорта М. Н. Репиным тов. Терехину особенно много пришлось поработать над освоением капитального ремонта сложных вагонеток. Тут же у обонх созрели и другие рационализаторские предложения, дающие большую экономию.
И когда беседуешь с этими людьми, чувствуешь в них мастеров, знатоков и патриотов своего дела, настоящих коммунистов, делающих все для того, чтобы лучше и производительней работать.
По узким лестницам гозенки мы поднимались к участку коммуниста Куделенского. Эти дни для Николая Александровича были тревожны: чтобы не сорвать работу смежного производства, нужно было вдвое увеличить пройзводительность участка,
В. штрек переносилась подстанция транспортера, подготовлялись такелажные работы. Была уже глубокая ночь, но из командиров никто не поднимался наверх. Весь коллектив, понимая ответственность, работал четко. Громче застучали отбойные молотки Ивана Тихоновича Михеева и его сына, 18-летнего шахтера, Григория: Еще упорнее отбивали породу знатные стахановцы шахты тт. Попов, Блинов, Майер, Терехин и другие.
Куделенский проверял агрегаты, следил за подачей сжатого воздуха, помогал рабочим-новичкам. И уже совсем утром, когда к спуску в шахту начали подходить рабочие первой смены, начальник поднимается вверх. Уставший, но довольный он сообщает о выполнении задания.
Перед входом на территорию комбината на большом щите висят портреты стахановцев рудника. Среди них мы узнаем коммуниста Григория Ларионовича Гнеушева.
Работу на шахте тов. Гнеушев начал с профессии взрывника. Инициативный и смелый, он скоро выделился стахановской работой, качеством выдаваемой породы. В 1937 году партийная организация рекомендовала его в начальники смены, а вскоре он уже работал начальником участка.
От горняка-практика не ускользал ни один недостаток. Тщательно вникая в причины отставания участка, тов. Гнеушев предлагает по-новому организовать проходку камер: вместо одного цикла работ в смену проводить два. Партийная организация крепко поддержала новатора. Впервые на шахте была осуществлена двухцикличная система, резко увеличилась производительность труда, план стал перевыполняться.
С честью выполнил участок свои обязательства, взятые по призыву дзержинцев. Ночью 12 июня здесь был закончен полугодовой план добычи сильвинита.
Старый шахтер Иван Гаврилович Золотин пользуется всеобщим уважением. Еще мальчиком он спустился под землю и многое видел там за долгую шахтерскую жизнь. Недаром в высокой фигуре Золотина появилась сутулость, но в глазах у него попрежнему искрится живость, а в словах и деле видна большая любовь к шахте. Сейчас Иван Гаврилович — диспетчер. Это работа, требующая внимания, выдержки. Смена длится сутки, а когда на шахте нет начальника, диспетчер ее хозяин.
Но вы всегда видите этого командира бодрым, четким в действиях и по-товарищески отзывчивым. Эти качества воспитала в нем большевистская партия, членом которой тов. Золотин состоит с 1919 года.
С честью выполняет Иван Гаврилович и свою вторую почетную обязанность перед трудящимися Соликамска, которые избрали его депутатом Верховного Совета РСФСР.
Среди командиров шахты, старых опытных горняков много и таких, которые пришли на производство прямо из учебных заведений. Почти рядом с участком Гнеушева расположены блестящие сводообразные гроты пятого участка, где начальником работает молодой специалист, горный техник Николай Кротов.
Еще совсем недавно он был студентом. А теперь это командир, оспаривающий первенство на шахте. Николай Кротов заимствовал у соседа двухцикличную систему и вслед за ним ввел ее на своем участке. Только на один день позднее он закончил полугодовой план.
В этот день партийное собрание комбината приняло Николая Кротова кандидатом в члены ВКП(б).
А. СПАССКАЯ.
г. Соликамск.