Вынужденные признания германской печати
ЖЕНЕВА, 7 ноября. (ТАСС). Еще совсем недавно германская печать убеждала своих читателей в том, что до наступления зимы военные действия на Востоке будут победоносно закончены. За последнее время тон германской печати значительно изменился. Газеты занимаются унылыми рассуждениями о трудностях войны, об огромных лишениях, которые приходится переносить германскому солдату на Востоке, об отчаянном сопротивлении противника и, наконец, о затяжном характере войны.
Германская пресса, обалдевшая от шарлатанских сводок Геббельса, объявившего еще в первую неделю войны об уничтожении советских вооруженных сил, вынуждена теперь признать прекрасные боевые качества советской армии. «Мы никогда на скрывали, — пишет «Берлинер берзенцейтунг», — что Советский Союз является самым упорным, самым тяжелым и наиболее хорошо вооруженным противником из числа тех, кого встречала Германия в процессе войны».
Усиленно подчеркивают газеты огромные трудности, с которыми приходится встречаться германскому солдату на Восточном фронте. «Большие расстояния, — пишет «Кельнише цейтунг», — разрушенные дороги, которые к тому же не совсем безопасны, не говоря уже о других разрушениях, которые производит противник при своем отступлении, основательно метают продвижению пехоты и сильно затрудняют бои. Пребывание в окопах под ветром в непогоду, пол непрекращающимся обстрелом со стороны врага и при частых атаках требует не только постоянного напряжения, но и отказа от сна».
Особенно характерно с точки зрения настроения германского солдата, начинающего задумываться над собственной судьбой перед липом неизбежной гибели, письмо военного корреспондента «Фелькишер беобахтер» с Ленинградского фронта. «Как еще ни в каком бою раньше, — пишет он, — особенно здесь под Ленинградом треплются нервы. Здешние бои заметно отличаются от всего, пережитого нами за последние годы. Иногда возникает мысль, может быть вот этот холм — последний, что тебе придется увидеть, может быть тебе не суждено увидеть пели, к которой мы стремимся, — Ленинграда».
С раздражением пишет немецкая печать о высоких боевых и морально-политических качествах Красной Армии. «Советский боец, — заявляет военный обозреватель «Кельнише цейтунг», — дерется не только с упрямством и злобой, но с непередаваемым ожесточением». «Фелькишер беобахтер» также вынуждена признать, что «советский солдат храбр и постоянно прибегает к хитрости и уловкам, предвидеть которые невозможно».